Нужно ли быть гордым человеком. Гордыня в психотерапии: почему это плохо? Русская Матрица и «не свобода»

Гордость! Разве это плохо? Гордый человек! Разве это постыдно? Гордый взгляд… Гордая осанка… Гордый поступок! Все эти и подобные им словосочетания раньше, когда я был далек от Церкви и веры, вызывали скорее уважение и даже восхищение, чем осуждение. Да и, уверен, не только у меня.

Если мы начнем спрашивать каждого, с кем встретимся, «гордость – это плохо или хорошо», не думаю, что большинство ответят: «Плохо». Хотя многие, наверное, оговорятся: «Смотря какая гордость», «Смотря чем гордиться». Все понимают, что это не всегда хорошо.

Но одно дело – не всегда, а другое – никогда. Мы же, православные, склонны говорить, что никогда не содержит в себе гордость ничего хорошего, всегда несет оно зло.

У нас, христиан, гордость – мать всех зол и пороков. Это не преувеличение. Нам ведь известно, как вообще появилось во вселенной зло. Самое первое преступление произошло, когда возгордился Денница и противопоставил себя Творцу. Все остальное зло, совершавшееся и совершающееся на свете, – следствие.

Одного этого достаточно, чтобы раз и навсегда вычеркнуть гордость из списка добродетелей и внести в список пороков. Более того – ею и открыть этот список.

Есть и другое основание: знаменитое библейское изречение:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). То есть величайшие ценности – мир с Богом и благодать Божия – недоступны гордому и подаются смиренному.

Поэтому неправильно, говоря о гордости, не говорить о смирении. Гордость и смирение – два полюса. Поэтому одно гораздо лучше понимается в сравнении с другим.

Гордость несет в себе превозношение, надменность, почитание себя лучше других, когда, по словам Пушкина «мы почитаем всех нулями, а единицами себя». А значит, смирение, напротив, – самоуничижение, взгляд на себя, как на худшего из худших.

Если использовать слово «самооценка», то у гордого она сильно завышена, а у смиренного..? Неужели, чем она ниже, тем человек смиреннее? Неужели, чем хуже я о себе думаю, тем лучше? Не предлагает ли в таком случае христианство человеку путь очень безрадостный и унылый?

Один мой знакомый, который пытался воцерковляться, стал читать утренние и вечерние молитвы и через некоторое время сказал мне, что многое его смущает.

«Почему я должен все время говорить о себе, что я «такой-сякой, окаянный», что я такая дрянь, и нет у меня ничего хорошего? Если я действительно такой, то должен презирать себя. Как же это тоскливо – жить и презирать себя. А мне хочется уважать себя. И не думаю, что это плохо». «Уважать себя! – могут возмутиться некоторые. – Так ведь это уже гордость!»

Признаюсь, и я не думаю, что уважать себя плохо.

Возможно, мои слова вызовут шквал протестов, но, по-моему, есть две формы смирения. Первая: «я хуже всех». Вторая: «все лучше меня». Мне гораздо больше по сердцу вторая.

На первый взгляд, разве это не одно и то же? Разве это не та «перемена мест слагаемых, от которой сумма не меняется?» Нет, не совсем. В первом случае можно продолжить: все дрянь, а я еще дряннее. Во втором: и я хорош, но другие – лучше.

Но хорош ли? В некотором смысле, да. Постараюсь объяснить, в каком смысле.

Рядом с гордостью часто упоминают самолюбие. Обычно в мирском лексиконе слово это несет в себе положительную характеристику. В отличие от себялюбия. Себялюбие – эгоизм.

А самолюбие? Чувство собственного достоинства. Но разве не является для христианина нормой наоборот: чувство собственного недостоинства?

Так вот здоровое самолюбие, на мой взгляд, как раз-то и противостоит гордости. Да, не удивляйтесь, чтобы не быть гордым, надо любить себя. Но только любить правильной любовью.

Вообще, о том, что значит любить человека, сказано и написано много. Но мне особенно нравится такое высказывание: «Любить человека – это видеть его таким, каким он может быть и делать все, чтобы он таким стал».

Прекрасные слова! Вот такою же самою любовью надо любить и того человека, которым являюсь я сам.

Видеть себя таким, каким ты можешь и должен стать и все для этого делать. При этом ты, конечно, должен видеть себя и таким, какой теперь есть. И видеть разницу между тем, что есть и тем, что может и должно из тебя получиться.

И если ты эту разницу видишь – ни о какой гордыне и речи не будет. Чего гордиться, когда вон как далеко до цели! Но и унынию места не будет. Ведь ты же веришь, что сможешь-таки с Божией помощью стать тем, кем должен. А вера в это – составная часть веры в Бога. Кто верит в Бога, тот верит в Его любовь и в то, что Он поможет тебе в любом добром деле. А разве стремление к совершенству не доброе дело!

Крайняя степень гордости: «Я хороший, а все плохие». Смиренный же думает: «Может быть, я и хороший, но все остальные – лучше». Конечно, сказать о себе «хороший» – не всегда язык повернется. По сравнению с тем, каким должен стать, – очень даже не хороший.

Но если я все же хочу стать хорошим, если верю, что с Божией помощью стану лучше, значит, есть уже, что уважать в себе, значит, нет места унынию и презрению к себе. И поэтому подлинное смирение не уныло, а радостно. Гордость же радостной не бывает.

Прекрасный пример приводит Плутарх, рассказывая о нравах спартанцев: «Когда его не зачислили в дружину «трехсот», что считалось в спартанском войске самым почетным, Педарет ушел, весело улыбаясь. Эфоры позвали его назад и спросили, чего он смеется. «Радуюсь, – ответил он, – что в государстве есть триста граждан, лучших, чем я».

Что это, гордость или смирение? Конечно, смирение, но какое радостное, светлое, поистине, благородное смирение!

Где гордость – там нет ни любви, ни радости, ни мира. Там, напротив, озлобленность, уныние и враждебность к окружающим.

Как бороться с гордостью? Как развивать в себе смирение? У того, у кого такой вопрос, такое желание появилось, работа уже началась. Увидеть в себе проблему – уже если и не полдела, то все же достаточно много.

Любая борьба состоит из цепи поражений и побед. Главное – не оправдывать себя, быть честным перед собою, то есть уметь дать честную оценку того, что происходит в сердце.

И еще очень важно уметь увидеть в каждом человеке что-то такое доброе, чего у меня нет, то, чему можно поучиться. Не то доброе, что само бросается в глаза и чего нельзя не увидеть. Надо всматриваться, надо искать.

Конфуций говорил, что, когда он путешествует и попадается ему попутчик, он всегда находит в нем что-то, чему можно у него поучиться. Все мы – путешественники и попутчики меняются один за одним. Много чему можно научиться, если смотреть на них не свысока. И еще – не забывать благодарить и Бога, и людей. Гордость и благодарность вместе не уживаются.

В этой связи скажу еще об одной, как мне думается, ошибке. Человек сделал что-то доброе и радуется этому. И принимает эту радость за гордость и корит себя за это и кается в этом на исповеди. «Вот, батюшка, как сделаю что-то хорошее, тут же радостно становится! Вот она, гордыня!»

А мне кажется, что почему бы и не порадоваться! Чему тогда и радоваться, как не тому, что удалось сделать что-то хорошо. Просто должна такая радость обязательно соединяться с благодарностью Тому, без Кого «не можем сотворити ничесо же».

Только не так благодарить, как фарисей из известной притчи, превозносясь и осуждая окружающих. Благодарить, помня, что любое осуждение перечеркивает все доброе. Благодарить и радоваться, что и меня, среди других, Господь иногда делает орудием любви Своей.

Подготовила Оксана Головко

По словам известного христианского апологета К. С. Льюиса, в человеческом обществе есть только один порок, который кажется столь отвратительным в других и в то же время наименее заметен в нас самих.

И порок этот - гордость.

Священное Церковное Предание в лице множества святых отцов называет гордость матерью и корнем всех грехов: именно гордость послужила причиной падения высшего Ангела - Денницы и превратила его в дьявола. Подобным путем вслед за сатаной пошел и человек. Так, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу, и за то не удержал и того, что имел». Таким образом, мы видим, что гордость в итоге послужила причиной появления в этом мире зла.

Но вернемся к тем словам, с которых мы начали. Чем больше в нас самих гордости, тем более мы ненавидим ее присутствие и проявление в других. Каждый из нас вместе со святителем Иоанном Златоустом может признать, что гордость - это признак низкого ума и отсутствия душевной благородности. Но никто из нас, наверное, не сможет в первую очередь так сказать о себе, а это и есть первый признак гордости, которую мы замечаем во всех окружающих, но только не в нас самих.

По очень четкому выражению святителя Феофана Затворника, гордый человек подобен древесной стружке, свернутой вокруг своей собственной пустоты. Человек - это некий сосуд, который извне должен быть заполнен либо добром, либо злом. Сами по себе, без Бога, мы ничего не стоим, однако же гордимся своей собственной пустотой. Каждому гордому человеку органически присущ некий дух соперничества, и это понятно - ведь гордость не довольствуется каким-то частичным обладанием, частичной властью. Моя гордость будет довольна лишь тогда, когда у меня будет больше чего-нибудь, например, денег, власти, славы, чем у моих, так сказать, конкурентов. Однако главнейшее ее отличие от жадности в том, что последняя при достижении определенного уровня насыщения пропадает, гордость же ненасытна, она подобна неугасимому огню, который чем больше пожирает вещества, тем сильнее разгорается. Люди не гордятся своим богатством, красотой или умом, они гордятся тем, что ОНИ богаче, красивее или умнее других. Гордости необходимо сравнение, ведь только признание того, что мы лучше других, приносит нам радость и удовлетворение. И поэтому, если существует хотя бы один человек, который обладает бόльшим богатством или бόльшей властью, чем я - он неизбежно будет моим соперником и даже врагом. Но при этом мы не должны путать гордость с тщеславием. Тщеславие - это, так сказать, только поверхность того, что мы называем гордостью. Тщеславный человек зависим от мнения других. Для него важно, чтобы его похвалили, оценили его работу или какое-то умение. Именно положительная оценка со стороны, признание того, что кому-то он принес какую-то пользу, доставляет тщеславному человеку удовольствие. Но если сама оценка окружающих для меня уже ничего не значит, если мнение других для меня уже не важно и я сосредоточен исключительно на самолюбовании - это значит, что я достиг уже того дна гордости, откуда выбраться будет очень трудно.

Христианство всегда утверждало: именно гордость порождала и порождает основные несчастья, как в отдельных людях, так и во всех обществах - семье, государстве, народе - в целом. Некоторые пороки, такие как пьянство или игромания, могут объединять людей, ведь люди сплочены одной страстью в достижении общей цели. И только гордость - исключительно индивидуальная страсть. Она развивает в человеке лишь враждебность: враждебность к окружающим и даже к Самому Богу. И именно наша гордость не дает Богу шанс помочь нам, ведь гордость никогда не позволит человеку сказать Творцу: «Приди и спаси меня от моих грехов». Гордый человек смотрит на все и на всех свысока, и поэтому он никогда не увидит Того, Кто над ним. Оттого и сказано в Послании святого апостола Иакова, что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин толкует эти слова следующим образом: не Бог наказывает гордеца, а сам гордец лишает себя Божественной благодати. Гордый человек, даже если он говорит, что верит в Истинного Бога, на самом деле поклоняется некоему созданному им самим воображаемому богу, идолу. Об этом говорил Христос, когда предупреждал Своих учеников: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ ВАС; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7:21-23). И поэтому, если кому-то из нас кажется, что наша вера, наша молитва или наша добродетель делает нас хоть немножечко, но все же лучше других, то мы должны быть уверены - это ощущение пришло к нам не от Бога, а от диавола.

Как мы уже сказали, самая главная опасность гордости в том, что она не дает нам увидеть Бога, приблизиться к Нему. Спаситель в Своей Нагорной проповеди предупреждал, что только чистые сердцем смогут увидеть Бога (см. Мф. 5:8). Преподобный Исаак Сирин говорил: «Если ты чист, то небо в тебе; тогда внутри себя ты узришь ангелов и Господа Ангелов». Только смирение, желание увидеть свои грехи может помочь нам победить нашу гордость. Господь видит наше сердце, даже если мы всеми силами стараемся спрятаться от Него. И если однажды Он увидит в нас искреннее желание переродиться, стать духовно лучше и чище, то мы должны быть уверены: Он сразу же Сам придет к нам на помощь и сделает все, чтобы нас спасти.

Андрей Музольф

Церковь постоянно говорит о греховности человеческой гордыни и гордости. Но разве есть что-то плохое в гордости за свой народ, свою родину, русскую культуру и науку? Чем же плоха такая гордость?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, какой смысл мы вкладываем в слова гордость и гордыня .

Православная духовная традиция ставит знак равенства между гордостью и гордыней . Это отразилось в русском языке и отечественной литературе. Так, например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева слово гордость выступает как синоним тщеславия и надменности, т. е. соответствует понятию гордыни. Однако в западной духовной традиции принято различать гордость и гордыню , причем первую понимают в нейтральном или положительном смысле как чувство собственного достоинства, достоинства своего народа и страны и даже как сознание высоты своей христианской веры и усыновленности Богом.

Как объясняют гордость современные словари? Гордость определяют как чувство собственного достоинства, удовлетворения от каких-либо совершенных дел, самоуважение. Но кроме того, это и завышенная самооценка, высокомерие. С одной стороны, это нормальное чувство по отношению к себе и другим людям, а с другой – негативное чувство, которое человек может испытывать как по отношению лично к себе, возвышая себя, так и к окружающим людям, принижая их.

В некоторых случаях такая гордость может иметь положительный оттенок, когда имеется в виду человеческий талант или трудовые достижения. В других случаях, когда человек гордится своими материальными ценностями, нарядами или внешностью, это чувство никак нельзя назвать хорошим и светлым. Таким образом, в разные эпохи и в разных ситуациях слово гордость может иметь разный смысл – положительный или отрицательный. И даже такое, казалось бы, хорошее чувство, как национальная гордость , может иметь совершенно разную оценку.

Любовь и привязанность к Родине, осознание ее культурных, экономических, научных и иных достижений, готовность, не жалея себя, защищать свой народ и страну – все это очень хорошо. Однако, к сожалению, история, как более давняя, так и современная, может показать немало трагичных примеров национальной гордости . Это мы можем явно увидеть в идеологии фашизма, которая утверждает абсолютное превосходство своей нации и своего языка над иными народами и другой культурой. Такая национальная гордость никому ничего хорошего не приносит.

В настоящее время слово гордыня употребляется достаточно редко – обычно его заменяют другие слова, имеющие отношение к этому понятию: тщеславие, эгоизм, заносчивость, высокомерие. В отличие от слова гордость гордыня имеет исключительно отрицательное значение. К понятию гордыни относятся и такие качества, как лицемерие, упрямство, капризность, мнительность, неуправляемость, придирчивость, дерзость, жестокость, язвительность, неприятие общепринятых норм морали и поведения.

Таким образом, в современном употреблении слова гордость и гордыня могут иметь в одних случаях противоположные значения, а в других – одинаковые.

Теперь обратимся к традиционному для православной культуры и духовности пониманию гордости .

В Евангелии от Марка приводятся слова Иисуса Христа: Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 19–23).

Господь однозначно оценивает гордость (в смысле гордыни) как зло для самого человека, которое уродует его душу.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов оценивает гордость как следствие грехопадения: Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т.е. от Бога. – Прим. авт.), но от мира сего (1 Ин. 2, 16). Выражение мир сей в словоупотреблении апостолов однозначно говорит о греховной поврежденности грехопадением прародителей того мира, в котором мы живем. Поэтому в данном случае слова мир сей говорят о грехе, которым заражен наш мир. В том же смысле употребляет слово гордость и святой апостол Павел (см. 2 Кор. 12, 20; 1 Тим. 6, 4).

Причиной грехопадения дьявола, бывшего изначально одним из высших ангелов, и превращения его в духа злобы святой апостол Павел называет гордость (см. 1 Тим. 3, 6).

Откуда же появляется гордость в человеке? По мысли святого Афанасия Великого, люди стали желать того, что им казалось приятным, основываясь исключительно на собственном мнении, а не на Божией воле. Человек, для которого Бог был центром и предметом стремлений и желаний, отвернулся от Него, поставил себя и свою волю в центр своей жизни и полюбил себя больше Бога (см. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников). Человек самого себя ставит на место Бога – хорошо и правильно именно то, что хочется и нравится самому человеку независимо от духовной и моральной оценки этого. Сосредоточенность на себе уводит человека от Бога и от окружающих людей. Он, по мысли священника Александра Ельчанинова, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

По словам преподобного Иоанна Лествичника, «гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой» (Лествица). По мысли преподобного, «гордость есть крайнее убожество души»; гордость и тщеславие – «начальницы и родительницы всех страстей» (т.е. грехов); гордость, как на коне, едет на тщеславии. По сути, гордость является началом всех грехов и пороков в человеческой жизни.

Гордый человек терпит поражение на всех фронтах. Что его ожидает? Психологически – тоска, мрак, духовное бесплодие. Морально – одиночество, иссякание любви, злоба. Физиологически и патологически – нервные и душевные болезни. С богословской точки зрения – смерть души, идущая впереди телесной смерти, ад в душе еще при жизни.

Поэтому задачей христианина является активная борьба с гордостью в своей душе, чтобы вместо нее поселилась в сердце искренняя любовь к Богу и людям, а вместе с этим пришло настоящее счастье вечной жизни, для которой и создан человек.

Спрашивающему, кто такие "нищие духом"
(Мф. 5, 3), - сказал Господь наш Иисус Христос. Тебя это смущает. Смущение происходит оттого, что ты смешиваешь скудоумие слабо развитых людей с нищетой, которую восхваляет Христос


Не бояться быть самим собой

Каждому из нас приходится общаться на работе, дома, со знакомыми. В каких случаях это становится вредным для души?
Бывает, что человек начинает бороться с грехом празднословия, воздерживается от лишних разговоров, а окружающие люди обижаются, обвиняют его в нежелании общаться и т. д. Как быть в такой ситуации?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Многие литературные произведения, нравоучения знаменитых людей учат людей быть гордыми. Однако как ни странно, гордость не приносит людям счастья. Этому есть определенные причины.

Почему же гордость плохо отражается на нашей жизни? Дело в том, что мы присваиваем ей все положительные свойства достоинства. Но это совершенно разные понятия. Давайте разберемся, почему.

Почему гордость плохо сказывается на нашей жизни

Гордость подразумевает высокую самооценку, нежелание преступать некоторые рамки, из-за которых мы можем умалить свою значимость в собственных глазах.

Гордец может оскорбиться на что-то, открыто демонстрируя свое нежелание к дальнейшему общению. Часто гордость заставляет его возвышаться над другими. При этом человек испытывает положительные чувства, считая, что он действительно лучше других в чем-то. Если кто-то станет посягать на это убеждение, оспаривать его, подрывать авторитет, то встретит сильное возмущение, противодействие. Что же в этом плохого, скажете вы?

Перечислю основные доводы в пользу того, что гордость (высокомерие, гордыня) - это плохо, потому что она:

  1. Не приемлет компромиссов. Очень трудно прийти к общему решению, когда человек постоянно проверяет, чтобы его права и свободы не ущемлялись (именно так он понимает любые уступки).
  2. Ослепляет. Невозможно доказать неправоту, указать на ошибки. Любая критика понимается как оскорбление, строго пресекается.
  3. Разрушает отношения. Загордившиеся люди становятся неприятными в общении, демонстрируя свою уверенность в собственном превосходстве.
  4. Лишает возможностей. Гордость препятствует полноценному общению, налаживанию связей, установлению полезных контактов, продуктивному сотрудничеству.
  5. Делает человека несчастным. Постоянно защищая свое право гордиться, такие люди невольно втягиваются в конфликты. Оскорбленные, страдают и собирают обиды.
  6. Отсекает пути к примирению. Даже в случае, когда он обидчик, гордец никогда не просит прощения. Ведь это ниже его достоинства.
  7. Как итог, становится причиной одиночества (явного или скрытого).

Есть конечно множество других отрицательных аспектов гордости, однако это самые основные.

Противоположность рассматриваемому качеству - чувство собственного достоинства . Проведу параллели, чем оно отличается от гордости:

  1. Чувство собственной значимости не зависит от стороннего мнения. Самоуважение зиждется на понимании своих достоинств и принятии себя. Человек уверен в себе, ему нет необходимости всем доказывать свою значимость. По сути, его мало волнует, что о нем скажут, если считает себя правым.
  2. Поэтому такие люди спокойно воспринимают критику, выносят из этого положительный опыт.
  3. Люди сами тянутся к тому, кто излучает достоинство. Подсознательно сложно его не уважать. Становится интересно, хочется поближе его узнать.
  4. Умение вести себя с достоинством, проявление уважения к другим помогает налаживать полезные связи, способствует долгосрочному сотрудничеству.
  5. Для того, кто уважает себя и знает себе цену, не составляет труда извиниться, если он не прав. Даже пойти на примирение первым, когда обижен он. От этого нисколько не страдает его самооценка. Так люди избавляются от обид и улаживают конфликты.
  6. Итог: человек гармоничен, счастлив, востребован.

Вспомните красивую библейскую легенду: самый прекрасный ангел возгордился и захотел быть равным Богу. За что был изгнан из рая. Его сущность разрушила зависть, злоба, жажда власти и поклонения. Гордость - начало всех грехов и несчастий.

Гордость это одно из свойств характера, которое может проявляться как в положительном направлении, так и в отрицательном. Гордость в положительном смысле, это проявление радости или удовлетворения за свои или чужие успехи, таланты, достоинства в чем-либо. Например, тренер хоккейной команды был горд своими игроками, за то, что они выиграли турнир по городу.

Гордость может проявляться и за более обширные достижения, например, когда в 1961 году Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос, весь советский народ был невероятно горд за своего соотечественника, в их глазах он стал настоящим героем, и является, гордостью российского космоса по сей день. Сегодня мы испытываем чувство гордости за многие подвиги советского народа. Самым главным до сих пор остается победа в Великой Отечественной войне. И даже граждане России, живущие в других странах, в день победы 9 мая выходят на улицу и с гордостью рассказывают о своих предках воевавших на фронте.

Гордость в отрицательном смысле определяется как важность и высокомерие человека. Когда все эти качества зашкаливают, то гордость становится гордыней.

Это отрицательная черта характера человека обычно проявляется, когда например человек не принимает искреннюю помощь от другого, считая себя умнее и выше других, а помощь оскорбительной подачкой. Тема гордыни затронута в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", Главный герой произведения Григорий Печорин вел себя крайне высокомерно по отношению к другим, даже к своим близким, при этом показывал им всё ,своё превосходство над ними. Превыше всего он ставил свои интересы, и причинял боль не только малознакомым людям, но и своим родным, и его гордость не позволяла ему признать свои ошибки. Оставшись в одиночестве, он страдал от своих поступков. Это очень хороший пример проявления гордыни и того, как нельзя поступать человеку с другими людьми.

Человеку, живущему в обществе очень важно правильно понимать, что означает понятие "гордость", и всегда чувствовать границу, где заканчивается гордость и появляется гордыня, думать не только о себе, но и об окружающих, а также всегда признавать свои ошибки.

2 вариант

Гордость считается корнем каждого зла, корнем каждого греха, в отличие от смирения, которое является путем к благодати. Есть разные формы гордости. Первая форма гордости, относится к вере в то, что вы превосходите других или, по крайней мере, склонны к равенству со всеми людьми, и пребываете в поиске превосходства.

Вот что-то очень простое, но очень сильное. Наша тенденция чувствовать себя выше, чем другие, или, по крайней мере, равными, но подобное также скрывает отношение превосходства. Это комплекс. Когда мы часто мучаемся мыслями, мы смущаемся, появляется мысль, что кто-то отказал мне в том-то, что он обидел меня или не понял меня или умнее меня или выглядит лучше, чем я - и мы начинаем чувствовать конкуренцию, ревность или конфликт. В корне этой проблемы лежит наша потребность быть лучше других, выше или, по крайней мере, сделать так чтобы никто не мог быть чем-то лучше нас, чем-то сильнее нас. Нечто очень простое, чего мы не понимаем. Поднимаясь, гордый человек опускает своего соседа. Такое возвышение в действительности не имеет никакой ценности, так как является полностью условным. Сама идея становится лучше за счет другого является просто абсурдной, такая гордость на самом деле ничтожна.

Это преодолевается только в том случае, если есть место для любви. Если любовь реальна и имеет место - это ясно понимают по тому, как легко мы преодолеваем отношение к победе над другим, чтобы показать, что мы превосходим его, не желая убедить другого любой ценой, не ожидать, что он обязательно отождествит себя с нашим мнением. Если у нас нет такого отношения, мы не свободны, потому что мы рабы необходимости отождествлять другого с нашей идеей, нашим мнением, нашей теорией. Если у нас нет этой необходимости, мы свободны.

Гордость - это общее понятие, но когда дело доходит до практических проявлений, которые затрагивают нас лично, мы начинаем раздражаться и перестаем видеть, что с нами происходит. Мы должны уважать всех. Не все одинаково способны по своей природе, характеру, у всех разные условия. Они тоже являются относительными, они меняются. Каждый потенциально является идеальным, просто зачастую далек от этого идеала. Поэтому гордость просто не имеет смысла.