Предостережения и наказания за пропуск намаза. Грех оставления намаза Три– при воскрешении


«Совершайте молитву (намаз – пятикратный, обязательный) и выплачивайте закят…» (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз)… А ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Намаз (ас-салят) – эта опора религии».

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое!» Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

Во-первых: Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне».

Во-вторых: разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке» (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него» (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза…» (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза, сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг?» Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже» (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз…» (имам Малик).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех?» – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя!» Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву» (имам Аз-Захаби).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза» (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным» (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза» (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

Да поможет нам Аллах. Амин!

Слово «ас-солят» используется в арабском языке в значении мольбы о благе (дуа). Всевышний Аллах сказал (смысл): «Молись («солли») за них, ибо твои молитвы («солятака») – успокоение для них» (сура «Покаяние», аят 103). То есть проси Аллаха о прощении для них.

В шариатской же терминологии слово «ас-солят» используется для специального свода формул и действий, который начинается с произнесения «Аллаху Акбар» («такбир») и заканчивается произнесением приветствия (таслимом). Этот свод действий (намаз) называется «ас-солят», потому как включает в себя обращения к Аллаху, составляющие большую его часть. Таким образом, из-за этих обращений, из которых частично состоит намаз, он и называется «ас-солят».

Мудрость предписания намаза

Намаз заключает в себе много мудростей и важный смысл, которые мы коротко изложим в следующих пунктах:

1. Намаз напоминает человеку о его действительной сущности: он является творением Всевышнего Аллаха. Намаз не даёт человеку забыть об этом, так что каждый раз, когда занятость мирским и отношения с людьми отвлекают его от этой сущности, намаз вновь напоминает ему о Всевышнем.

2. Намаз утверждает в душе человека понимание того, что у него нет другого помощника и дарителя благ, кроме Аллаха. Даже если человек видит вокруг себя многочисленные средства и предметы окружающего мира, которые на первый взгляд кажутся ему помогающими и дарующими блага, на самом деле это Аллах подчинил человеку всё вокруг. И каждый раз, когда он впадает в беспечность, предавшись благам этого мира, намаз напоминает ему, что за всем этим стоит Всевышний Аллах и только Он является Помогающим и Дарителем благ, Причиняющим вред и Приносящим пользу, Оживляющим и Умертвляющим.

3. Человек использует намаз как время для покаяния, в которое он кается в совершённых грехах. Ведь человек подвержен многочисленным грехам, которые он совершает днём и ночью, которые он чувствует и которые не замечает. Намаз же, повторяющийся время от времени, является очищением от этих грехов и проступков. Посланник Аллаха разъяснил это в хадисе: «Пять (обязательных) намазов подобны полноводной реке, протекающей у двери вашего (дома), в которой он купается пять раз в день» . Аль-Хасан сказал: «Что же останется у человека после этого из грязи?»

Под «грязью» в данном случае имеются в виду грехи. На это указывает версия хадиса, переданная Муслимом , в которой говорится: «…и это подобно пяти намазам, которыми Аллах стирает грехи».

4. Намаз подпитывает убеждение мусульманина, веру во Всевышнего Аллаха в его сердце. Забавы мирской жизни и наущения шайтана способствуют тому, чтобы человек забывал об этом убеждении, даже если оно посажено в его сердце. Если же человек будет продолжать находиться в состоянии забывчивости, предаваясь страстям и похоти, проводя время в соответствующих компаниях, то забывчивость может привести к отречению и неверию. Это подобно дереву, от которого преградили воду. Оно увядает в течение определённого времени, и увядание приводит к смерти, которая превращает дерево в сухие дрова. Однако если мусульманин будет усерден в совершении намаза, последний станет подпиткой для его веры, и мирская жизнь со своими забавами не сможет ослабить веру в его сердце или убить её.

История предписания намаза

Намаз – одно из ранних предписаний Всевышнего Аллаха. Аллах говорит о пророке Исмаиле (мир ему) (смысл) : «Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят, а его Господь был доволен им» (сура «Марьям», аят 55). Также намаз был частью религии Ибрахима (мир ему) , а затем и Мусы (мир ему) . Также Всевышний Аллах сказал словами Исы (мир ему) (смысл) : «…и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив» (сура «Марьям», аят 31).

Когда был послан наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) , он совершал намаз в два раката – утром и вечером: «…и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром» (сура «Прощающий», аят 55).

Обязательные намазы

Это пять обязательных для каждого дееспособного мусульманина намазов: утренний («субх»), обеденный («зухр»), послеобеденный («аср»), вечерний («магриб») и ночной («’иша»).

Доказательство на предписание обязательных намазов

Предписание обязательных намазов установлено многочисленными аятами Книги Аллаха и многочисленными хадисами из Сунны Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) .

Что касается Корана, то это слова Всевышнего Аллаха (смысл) : «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень!» (сура «Румы», аяты 17, 18). Ибн Аббас сказал: «Под словами «когда для вас наступает вечер» имеются в виду вечерний и ночной намазы; под словами «и когда наступает утро» – утренний намаз; под словами «после полудня» – послеобеденный намаз; под словами «и в полдень» – обеденный намаз».

Всевышний Аллах также сказал (смысл) : «Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «Женщины», аят 103). То есть совершение намаза ограничено специально отведёнными для него временными промежутками.

Что касается Сунны, то одним из хадисов, указывающих на предписание обязательных намазов, является хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен и сказал ему: «Призови их к свидетельству о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов в течение дня и ночи…» (Аль-Бухари , Муслим).

Также на предписанность обязательных намазов указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) одному из бедуинов, который спросил его о том, что является обязательным для него из намазов: «Пять намазов в течение дня и ночи» . Бедуин спросил: «Должен ли я молиться помимо этого?» . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, кроме как добровольно» (Аль-Бухари, Муслим).

Место намаза в религии

Намаз является наиболее предпочтительным видом поклонения, совершаемым телом. Как-то один человек пришёл спросить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о лучшем из дел, на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Намаз» . Человек спросил: «А что после него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «После него – намаз» . Человек ещё раз спросил: «А что после него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Намаз» , – три раза (Ибн Хиббан ).

В сахихах Аль-Бухари и Муслима приводится хадис о том, что два намаза, исполняемые мусульманином полноценным образом, являются искуплением грехов, совершённых между ними. В хадисе, переданном Аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах стирает грехи посредством пяти (обязательных) намазов”».

В версии, переданной Муслимом, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Для того, кто должным образом совершит омовение, как ему повелел Всевышний Аллах, предписанные намазы станут искуплением за совершённые между ними грехи”».

Если же человек станет небрежным по отношению к намазу, откладывая и пропуская его, и будет проявлять постоянство в этом, это может привести его к неверию. Таким образом, намаз – это первая подпитка веры человека, как об этом уже было сказано ранее.

Имам Ахмад передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не пропускай намаз умышленно: тот, кто поступает таким образом, лишается договора с Аллахом и Его посланником» .

Положение оставляющего намаз

Человек может оставлять намаз либо по причине лени и небрежности, либо отрицая обязательность его совершения, либо проявляя к нему пренебрежение.

Тот, кто оставляет намаз, отрицая его обязательность или же насмешливо к нему относясь, становится немусульманином, отступившим от ислама. Такого человека нельзя хоронить на мусульманском кладбище, поскольку он не является мусульманином.

Если же человек оставляет намаз по причине лени, будучи при этом убеждённым в обязательности его совершения, то такой человек, согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу, не выходит из ислама непосредственно по этой причине.

Абу Дауд и другие передали от Убады ибн Самита : «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах предписал Своим рабам пять намазов. Того, кто придёт (к Нему) с ними, не сделав в них упущений и не принижая их важность, Аллах обязуется ввести в Рай. По отношению же к тому, кто не придёт с ними, у Аллаха нет никакого обещания: если Он захочет, то накажет его, а если захочет – введёт его в Рай”».

Этот хадис указывает на то, что оставивший молитву не является немусульманином, потому что в таком случае он не мог бы подпадать под слова: «…а если захочет – введёт его в Рай». Таким образом, это было отнесено к оставившему намазу из-за лени. Данный вывод сделан из сопоставления различных доказательств по данному вопросу.

Муслим и другие передают от Джабира , что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, между человеком и неверием с многобожием (находится) оставление намаза». Здесь оставление относят к оставлению намаза с отрицанием обязательности его совершения или с насмешкой и пренебрежением к намазу с умалением его значения.

Согласно другому мнению правоведов, человек, не совершающий намаз из-за лени, выходит из ислама. И одним из доказательств является последний приведённый хадис.

В любом случае намаз является столпом ислама, неисполнение которого является одним из самых больших грехов.

(Данная статья подготовлена на основе распространённого в Дагестане труда по фикху (исламскому праву) шафиитского мазхаба «Аль-Фикху ль-манхаджи», соавтором которого является находившийся недавно в республике сирийский шейх Мустафа аль-Буга ) ]§[

Передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если человек проявит халатность относительно пятикратной молитвы, то будет наказан Аллахом пятнадцатью видами наказания: -пять в этом мире, -три во время смерти, -три в могиле, -три при выходе из могилы (в день воскрешения). Пять видов наказания, которые обрушатся в этом же мире:

1) Снимется благодать от его жизни. То есть ничего не будет получаться в жизни, на человека будут валиться постоянные проблемы, испытания, переживания.

2) Стирается признак праведных людей с его лица (он не будет из их числа).

3) За его деяния Аллах не будет награждать его, то есть, его деяния не будут приниматься.

4) Не будет подниматься его мольба к небу, то есть, его мольба не будет приниматься.

5) Не будет ему доли от мольбы праведников, то есть, благодать мольбы благочестивых рабов ему не достанется. Три вида наказания при смерти:

1) Умрёт униженным, то есть мерзкой смертью, в мерзком состоянии или в грехе.

2) Умрёт голодным, сколько бы ни ел, он умрёт в сильном голоде.

3) Умрет в сильной жажде, даже если, выпьет море воды, это не поможет. Три вида наказания в могиле:

1) Могила станет настолько тесной, что его ребра сломаются и войдут друг в друга.

2) Могила станет ему как раскалённые угли, утром и ночью она будет раскаляться огнём для него.

3) Его будет мучать змея (огромная), которую зовут «аш-Шуджаъ аль-Акраъ», её глаза из огня, а когти из железа, и каждая коготь размером, равным расстоянию ходьбы в один день. Она обратится к усопшему: «Я аш-Шуджаъ аль-Акраъ, – и голос ее как гром, – мне повелел мой Господь бить тебя за оставление утренней молитвы до восхода солнца,а за оставление обеденной молитвы – до послеобеденной, а за оставление послеобеденной – до вечерней, а за оставление вечерней – до ночной, а за оставление ночной – до утренней». Три вида наказания в день воскресения:

1) Жёсткий допрос.

2) Гнев Господа.

3) Вхождение в Ад. 4) В некоторых преданиях сказано, что он будет воскрешён, а на лбу будут написаны три строки:

1) О расточитель долга перед Аллахом!

2) О обособленный гневом Аллаха!

3) Как ты нарушил долг в отношении Аллаха, так же ты потерял надежду на милость Аллаха » (имам аз-Захаби. «аль-Кабаир», стр. 38).

Этот хадис без сомнения является выдуманным и он не приводится в книгах Сунны.

Относительно данного хадиса, шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается хадиса, который относят к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о пятнадцати видах наказания за оставление молитвы, то этот хадис является ложным, как это разъяснили знатоки хадисов из числа учёных, да помилует их Аллах, как хафиз аз-Захаби в «Лисануль-мизан», хафиз Ибн Хаджар и другие». См. «аль-Бухусуль-ислямиййа» 22/39.

Шейх Ибн Баз также сказал: «Аз-Захаби, да помилует его Всевышний Аллах, ошибся, приведя его в своей книге “аль-Кабаир”, и правильно то, что у него нет основы, более того, этот хадис выдуманный». http://www.binbaz.org.sa/noor/2716

Также назвали этот хадис ложным члены постоянного комитета по фетвам КСА «аль-Ляджнату ад-даима» в фетве под № 8689. См. «Фатава аль-Ляджна» 4/468.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Этот хадис — выдуманная ложь на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» См. «Фатава аш-шейх ас-садира мин марказ ад-да’ва би-‘унайза» 1/6.

Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять своё место в Огне!» Этот хадис передал аль-Бухари 109.

Также сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто возведёт на меня ложь преднамеренно, пусть займёт свое место в Огне”». Этот хадис передали Ахмад 2/519 и Муслим 3. Хадис достоверный.

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, возведение на меня лжи, не подобно возведению лжи на кого-то другого. И тот, кто возведёт на меня ложь преднамеренно, пусть займёт свое место в Огне!» Этот хадис передал Муслим 4. Хадис достоверный.

✅ Первый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и между многобожием и неверием оставление намаза» (Муслим, 82, Абу Дауд, 4678, Тирмизи, 2618, Ахмад, 14989, Ибн Хиббан, 1453, Табарани, 799, Бейхакы, 3-366, и другие, и его иснад достоверен)
Сказал имам Аш-Шанкыти об этом хадисе: «Он ясен в том, что оставивший намаз – кафир, поскольку привязка многобожия к неверию дает сильнейшее усиление на то, что он кафир» см. «Адвауль баян», 4-311

Сказал шейх Абдуль-Азиз Абдуль Латыф: «Провел Посланник Аллаха ясную границу между Исламом и неверием, и это – оставление молитвы, и кто выполняет намаз – тот муслим, а кто оставляет его, то он – неверный» см. «Науакидуль иман аль коулия уаль амалия», 462
✅ Второй довод

Сказал Посланник Аллаха: «Завет между нами и ими – молитва, и кто оставил ее, тот стал кафиром» (Ан-Насаи, 463, Тирмизи, 2621, Ибн Маджа, 1079, Ибн Хиббан, 1454, Ахмад, 5-355, и другие, и иснад его сахих)
Сказал хафиз аль-Ираки в шархе этого хадиса: «Воистину, местоимение «ими» возвращается к неверным и мунафикам, и смысл его – между мусульманами, и неверными и лицемерами оставление молитвы» «Торху ат-тасриб шарх ат такриб», 2-145
Сказал шейх Усаймин: «Завет который между нами и кафирами, то есть: разделяющая вещь, которая между нами и ими – это молитва, и кто оставил ее, стал кафиром, стал из них, а не из нас» см. «Шарх рияд ас-солихин», 1-68

✅ Третий довод
Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и иманом и куфром – молитва, и кто оставил ее – тот сделал многобожие» (Лялякаи, 1521, и назвал Альбани хадис достоверным.)
Суть доказательства им такая же, как и у предыдущих хадисов.

✅ Четвертый довод

Передали имамы Бухари, Муслим, и другие, что когда Посланник Аллаха внезапно нападал на селение, перед наступлением молитвы фаджр, если он слышал азан, то он воздерживался от нападения, а если не слышал, то внезапно нападал на них. (Бухари, 610, Муслим, 382, и другие)

✅ Пятый довод

Передал имам Ан-Насаи и другие от Михджана, что был он в маджлисе с Посланником Аллаха, и был дан азан на молитву, и поднялся Посланник Аллаха и провел молитву, затем вернулся, а Михджан был там же, и не молился с ним. И сказал ему Посланник Аллаха: «Что удержало тебя от того, чтобы помолиться с людьми? Ты что, не мужчина-мусульманин?» И ответил он: «Да, о Посланник Аллаха, однако я молился со своей семьей». Сказал Посланник Аллаха: «Если пришел, то молись с людьми, даже если ты уже молился» (Ан-Насаи, 930, Малик, 298, Хаким, 1-244, Абдур-Раззак, 3932, и другие, и сказал шейх Альбани: хадис достоверный)

Сказал имам-саляф Ибн Абдуль Барр: «И в этом – а Аллах знает лучше – доказательство на то, что тот, кто не молится – тот не мусульманин» см. «Ат-Тамхид», 4-224
Сказал имам Ибн аль Каййим: «И сделал Посланник Аллаха различением между муслимом и кафиром молитву, и как будто ты находишь подразумеваемым в словах этого хадисе – «Воистину, если бы ты был муслимом – то молился бы» см. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 36
И в этом хадисе есть передатчик по имени Буср, и в нем есть разногласие, однако Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал его правдивым, и признал этот хадис достоверным шейх аль-Альбани, однако даже если предположить, что он недостоверен, то это далеко не единственный ясный довод в этом вопросе.

✅ Шестой довод
Cказал Посланни Аллаха: «Для того, кто соблюдает молитву, она станет светом, доказательством и спасением от Огня в День Воскресения. А для того, кто не соблюдает ее, не будет ни света, ни доказательства, ни спасения от Огня, и в День Воскресения он будет воскрешен вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеем ибн Халяфом» (Дарими, 2721, Ибн Хиббан, 1467, Ахмад, 6576, Тахауи, 3181, Табарани 1767, хадис хасан)
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Воистину, он выделил их в упоминании лишь потому, что они из глав куфра. И в этом чудесная тонкость — то, что оставивший укреплять молитву делает это по четырем причинам – либо занимают его деньги, либо власть, либо высокое положение, либо торговля, и тот, кого от молитвы удерживает его богатство, то он будет с Каруном. Тот, кого удерживает от молитвы его власть, будет с Фараоном. Тот, кто оставляет молитву из-за своего высокого чина, будет с Хаманом. И тот, кого от молитвы удерживает его торговля, будет с Убеем ибн Халяфом». См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 33
Некоторые имамы ответили на аргументацию этим хадисом тем, что он будет с ними не вечно, однако, а Аллах знает лучше, более верным является мнение Ибн аль Каййима, поскольку спасение от Огня в хадисе отрицается полностью, и пока нет доказательства, что это временное отрицание спасения, то не возможно отклонить хадис от очевидного смысла.
Сказал имам Аш-Шанкыти: «И этот хадис – яснейшее доказательство на куфр оставившего молитву, поскольку отрицание света, доказательства, и спасения, и их бытие вместе с Фараоном, Хаманом, Каруном, и Убеем ибн Холяфом в День Воскресенья – яснейшее доказательство на куфр» см. «Адвауль баян», 4-313

✅ Седьмой довод
Сказал Посланника Аллаха: «Головой всему является Ислам, его опора — молитва, а вершина его — джихад на пути Аллаха» (Тирмизи, 2616, Насаи, 11394, и другие, и шейх Альбани, имам Тирмизи, имам Ибн аль Каййим и другие назвали его достоверным)

Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: «Не знаешь ли ты, что шалаш, когда упадет его опора – то упадет и сам шалаш, и не принесет пользы ни веревка, ни колышки, а когда стоит опора шалаша, то принесут ему пользу и веревка, и колышки?» см. «Рисаляту ас-соля» имама Ахмада, 16
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Суть доказательства в том, что воистину, Посланник Аллаха рассказал, что молитва в Исламе в статусе опоры, на которой держится шатер, и как падает шатер при падении опоры, также и уходит Ислам при уходе молитвы» См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 34

✅ Восьмой довод
Сказал Посланник Аллаха: «Тот, кто молится нашу молитву, и обращается к нашей кибле, и ест зарезанное нами мясо – тот муслим, которому безопасность от Аллаха, и безопасность от Его Посланника, так не нарушайте же безопасность от Аллаха» (Бухари, 378, Ан-Насаи, 2030, и др)
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Суть доказательства будет с двух сторон. Первое: то что воистину он сделал его муслимом только при наличие этих трех, и не будет он муслимом без них. Второе: то, что воистину он, когда молится в сторону запада, не будет муслимом, до тех пор, пока не будет молиться в сторону киблы мусульман, так что же говорить, если он вообще оставит молитву?!» См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 35

✅ Девятый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Первое что вы потеряете из вашей религии – это амана, а последнее, что останется из вашей религии- это молитва» (Табарани, 8699, Бейхакы, 5283, и др, и он достоверный по сумме всех свидетельств)
Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: «И наша молитва – это конец нашей религии, и это первое за что мы будем спрошены в завтрашнем дне из наших дел, и нет Ислама и религии после ухода молитвы, и если стала молитва последним, что уйдет из Ислама, то каждая вещь, у которой уходит последняя ее часть – ушла полностью» см.»Рисаляту ас-соля» имама Ахмада, 1-39

✅ Десятый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Воистину, моя Умма в День Воскресенья будет созвана по звезде на лице и круглым кольцам на ногах и руках от следов вуду, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (Бухари, 136, Муслим, 246, и др.)
Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия: «Воистину, будет звезда и кольца только для тех, кто делал омовение и молился, и засияло его лицо от вуду, и засияли его ноги и руки от вуду, и молился он со звездой и кольцами. Кто же не делал вуду, и не молился, не было у него звезды и колец, и не будет у него особенности мусульман, которая как герб для Пророка.., и не будет такой из Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует» см. «Маджмуа аль фатауа», 35-10

✅ Одиннадцатый довод

Сказал Посланник Аллаха: «Первое за что будет рассчитан раб в День Воскресения – это молитва, и если она была годной, то будут годными все его деяния, а если она была негодной, то будут негодными все его деяния» (Табарани, 1859, шейх Альбани признал достоверным)
Пришло в другом варианте хадиса: «Если она будет годной, то он преуспел, а если негодной, то он потерпел неудачу и убыток» (Табарани, 3872, Тирмизи, 378, Ан-Насаи, 461, и другие, шейх Альбани признал сахих)
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Если бы принималось от оставившего молитву что-либо из благих дел, то не был бы он (назван) в числе потерпевших неудачу и убыток» См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 23

✅ Двенадцатый довод
Хадис о заступничестве, где пришло среди рассказа о событиях Судного Дня: «..До тех пор, пока Аллах не захочет Милости тому, кому пожелает из Людей Огня, и прикажет ангелам вывести из Огня тех, кто поклонялся Аллаху, и не придавал ему ничего в соучастники, и выведут они их, и узнают их по следам от суджуда, и запретил Аллах Огню есть следы суджуда, и они выведут их из Огня, и узнают по следам суджуда, и всего сына Адама сьест Огонь, кроме следа от земного поклона, и выведут их из огня, и сгорели они.. и затем завершит Аллах суд между рабами» (Бухари, 764, Муслим, 267)

И из этого хадиса ясно, что последний, кто выйдет из Огня по заступничеству – это люди со следами суджуда, делавшие молитву, а кто не совершал ее – останется в Огне навечно.
Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия приведя часть этого хадиса: «И тот, кто не будет из людей суджуда Единственному достойному поклонения, Прощающему, Любящему, Обладателю Великого Трона – сьест его всего Огонь» (см. «Маджмуа аль фатауа», 35-117)

✅ Тринадцатый довод
Аcар от Джабира Ибн Абдуллаха, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва». (См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, и шейх Альбани признал, что иснад его – хасан)
И как сказали ученые по основам фикха, слова сподвижника «..во времена Посланника Аллаха» – это указание на икрар (признание Посланника Аллаха), и являются Сунной, и это – ясное свидетельство в нашем вопросе.
Сказал аш-Шаукани: «Если говорит сподвижник:»делали мы во времена Посланника Аллаха то-то и то-то», то сказали аль-Амиди, Ибн Хаджиб, Ас-Сафи аль-Хинди, что большинство ученых по усулю на том, что это довод, и суть этого в том, что это передано как действия их джамаата вместе с признанием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» См. «Иршадуль фухуль», 1-165
И невозможно такое, чтобы сподвижники во времена Посланниа Аллаха считали оставление молитвы куфром, а хукмом Шариата было отсутствие куфра, и Посланник Аллаха никак не поправил своих сахабов!

Более того, это включает в себя единогласное мнение сподвижников, ведь если они считали так во время Посланника Аллаха, то тем более, после его смерти они не вводили никаких нововведений! И подкрепляют это другие асары от сподвижников, которые придут ниже, и то, что никто из сподвижников не противоречил в этом вопросе.
И есть еще много доводов из Сунны, которыми аргументировали ученые, однако их указание на куфр оставившего молитву либо косвенное, либо его можно оспорить, поэтому мы не будем удлинять работу с этой стороны, и думаем, что уже приведенного будет вполне достаточно.

«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках.

Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали . Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)». Заступничество заступников не поможет им» (сура «Мудассир», аяты 40-48)

В этих коранических аятах перечислены некоторые грехи, которые станут причиной для попадания человека в Преисподнюю. Раньше остальных назван грех оставления намаза без уважительной причины. Аллах Тааля благоволит:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «Марьям», 19:59).

Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) также говорил о большом значении намаза:

«Разница между иманом и неверием состоит в оставлении намаза» (Тирмизи, «Книга имана», 9).

В день киямата намаз станет первым деянием, за которое будет спрошено у раба от имени Господа, а от имени Господних рабов у него спросят за пролитую им людскую кровь. Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) поведал следующее:

«Первое, за что будет отчитываться раб в День воскресения, ‒ это намаз, и если он совершал его исправно, то дела у него пойдут хорошо, и он окажется в прибытке. Если же он не делал этого, то потеряет и окажется в убытке. Когда в его фарзах окажется какой-то недочет, мугущественный и славный Господь скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у Моего раба дополнительные намазы и восполните ими недостаток в его обязательных намазах». Потом так же поступят с закятом и со всеми остальными деяниями» (Тирмизи, «Глава о времени намазов», 188).

А в другом хадисе сказано: «Кто выполняет обязательные пять намазов, совершая тщательно омовение, и будет читать их вовремя, и как следует выполнит руку‘, и прочитает намаз с богобоязненностью, то для него есть обещание Аллаха, что Он его простит. А кто этого не соблюдает, для него обещания нет. Захочет ‒ Он простит его, захочет ‒ накажет». (Абу Дауд, «Глава о намазе», 9).

Чтобы ангелы свидетельствовали в нашу пользу перед Господом, также необходимо совершать намаз: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитвы. После этого те ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам, и Аллах спрашивает их: «В каком положении оставили вы рабов Моих?» - хотя Он и знает о них лучше. Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились» (Бухари, «Книга о времени намазов», 16).

В одном хадисе-кудси Всевышний Аллах возвестил: «Я сделал обязательным Моей умме пятикратный намаз. У себя Я записал завет (или обещание), что поселю в Раю того, кто совершает намаз вовремя и исправно. А тому, кто намеренно и без уважительной причины оставляет свой намаз, у Меня нет обещания» (Ибн Маджа, «О выстаивании намаза», № 1403).

Поскольку намаз является очень важным обрядом поклонения, то для тех, кто не совершает намаз, может идти речь об опасности умереть, лишенным имана. Ведь оставление намаза предшествует ослаблению имана. А признак крепкого имана – это исполнение повелений нашей религии с желанием и удовольствием, не считая обряды поклонения тяжелым грузом. Недаром Аллах Тааля нам повелевает:

«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (сура «Бакара», 2:45).

А в хадис-шарифе сказано: «Как вы проживете, так и умрете. Как умрете, так и будете воскрешены!» (Муслим, «Книга Рая, описания благодати в нем и обитателей его», 83-84).

Намаз в нашей религии настолько важный обряд, что его оставлению не дано разрешения ни в коем случае, кроме смерти или лишения разума. Поэтому для тех, кто не в состоянии читать намаз, полностью исполняя все его условия, разрешено совершать намаз соответственно своему положению. Так наша религия обеспечила все удобства для исполнения человеком этой религиозной обязанности. Например те, кто не находят воду для омовения, могут совершить таяммум (сура «Маида», 5:6), кто находится в состоянии войны, могут читать намаз в зависимости от боевой обстановки (сура «Ниса», 4:102), кто не может стоять на ногах, могут совершать намаз сидя, если и на это не хватит сил, то даже лежа, лишь посредством жестов (сура «Али Имран», 3:191).