Джураева ранохон фрунзевна отзывы. Рано Джураева: хозяйка всех космодромов страны

Вчера стало известно об увольнении Рано Джураевой, которая последние три года руководила одним из крупнейших предприятий «Роскосмоса» - Центром эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Ее увольнение произошло на фоне кадровых перестановок, начавшихся в госкорпорации после того, как ее возглавил Дмитрий Рогозин. По данным “Ъ”, новым главой ЦЭНКИ станет Андрей Охлопков, ушедший оттуда ранее из-за конфликта с госпожой Джураевой.


Об увольнении госпожи Джураевой «в связи с переходом на новую работу» вчера сообщили в пресс-службе ЦЭНКИ, подчеркнув, что и. о. гендиректора стал ее заместитель по эксплуатации наземной космической инфраструктуры Олег Майданович. Госпожа Джураева отметила, что за годы ее работы в центре были проведены структурные реформы, омоложен состав сотрудников и оптимизированы расходы. Кроме того, центр обеспечил все 46 запланированных запусков, начал функционировать космодром Восточный, а на космодроме Байконур началась модернизация.

ЦЭНКИ - предприятие «Роскосмоса», созданное в 1994 году. Центр обслуживает космодромы Байконур и Восточный, оказывает помощь Минобороны в эксплуатации космодрома Плесецк, а европейским партнерам - в эксплуатации космодрома Куру. Рано Джураева возглавила его по предложению предыдущего гендиректора «Роскосмоса» Игоря Комарова в 2016 году. При этом, как утверждает источник “Ъ” в аппарате правительства, уже тогда некоторые члены коллегии ВПК (ей тогда руководил Дмитрий Рогозин) сомневались в кандидатуре госпожи Джураевой. В том числе из-за отсутствия опыта работы в космической промышленности, хотя ранее она трудилась в смежной отрасли (до ЦЭНКИ - президент инновационного центра гражданской авиации). Но господин Комаров пролоббировал ее назначение под личную ответственность. Несколько отраслевых источников “Ъ” утверждают, что ситуация в ЦЭНКИ при ней хуже не стала, но приступать к строительству второй очереди Восточного Дмитрий Рогозин решил с другим руководителем предприятия.

Им, по сведениям “Ъ”, уже в ближайшее время станет бывший заместитель госпожи Джураевой, а пока заместитель главного конструктора Центра имени Хруничева Андрей Охлопков. Он знаком с Дмитрием Рогозиным по стройке первой очереди Восточного. На посту технического директора космодрома он отвечал за поставку и монтаж технологического оборудования. Именно у него господин Рогозин запрашивал информацию о ходе стройки, используя ее для докладов первым лицам государства, а самого господина Охлопкова называл в шутку своим «космическим Сусаниным». Как сообщал ранее “Ъ”, он покинул ЦЭНКИ из-за разногласий с Рано Джураевой относительно способов завершения стройки сооружений и комплексов космодрома, а также методов работы с субподрядными организациями. Кандидатура господина Охлопкова появилась не только благодаря его знакомству с господином Рогозиным: по данным “Ъ”, в Центре имени Хруничева он выступал с предложениями по облегчению ракет-носителей типа «Ангара», стартовый стол под которые начнет возводиться в июле силами компании «Казань» (Татарстан). С учетом его опыта работы на первой очереди космодрома он является оптимальным кандидатом, утверждает источник “Ъ” в руководстве госкорпорации.

Отметим, что обновление руководства «Роскосмоса» перешло в практическую плоскость. По сведениям “Ъ”, вчера первый заместитель гендиректора госкорпорации Александр Иванов написал заявление об увольнении по собственному желанию, освободив пост под экс-главу корпорации «Энергия» и компании «Газпром космические системы» Николая Севастьянова (соответствующий приказ будет подписан господином Рогозиным в ближайшее время). Впрочем, из «Роскосмоса» господин Иванов не уйдет: по информации “Ъ”, он станет председателем госкомиссий по пилотируемой программе и средствам выведения.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич

«Биография»

Образование

Ранохон Фрунзевна Джураева окончила Московский авиационный институт (системы управления летательными аппаратами) по специальности инженер-электромеханик; затем аспирантуру (управление в сложных технических системах) и стала кандидатом технических наук. Продолжила образование во Всероссийской академии внешней торговли — международные экономические отношения — по специальности экономист-международник и на курсах Гарвардской бизнес-школы — стратегия менеджмента и финансовый менеджмент.

Деятельность

«Новости»

У ЦЭНКИ заказаны 40 коммерческих пусков, в том числе с Восточного

БЕРЛИН, 26 апреля. /Корр. ТАСС Вячеслав Филиппов/. Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) имеет в своем портфеле совместно с предприятиями-партнерами более 40 контрактов с иностранными заказчиками на запуски ракет «Союз-2». Многие из них планируется провести с космодрома Восточный, сообщила ТАСС в четверг на аэрокосмическом салоне ILA-2018 в Берлине генеральный директор ЦЭНКИ Рано Джураева.

Рано Джураева: мы хотим сделать Байконур снова красивым и привлекательным

Что мешает развитию туризма на космодроме Байконур, почему российские инвесторы хотят в него вкладывать и чем первый космодром планеты привлекает крупные российские компании, в интервью ТАСС рассказала генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) «Космодромы России» Рано Джураева.

Вы пришли в ЦЭНКИ с идеей сделать космодром Байконур привлекательным местом для туристов. Насколько сейчас реализована данная идея?

С мая этого года произошло много важных, связанных с Байконуром событий, которые дают нам основания для привлечения инвестиций и дальнейшего развития города и космодрома.

Конкурируя с Маском: можно ли сделать российские космодромы прибыльными

Ранохон Джураева руководила компаниями трех миллиардеров из списка Forbes, но главным карьерным вызовом для нее стала реформа «дочки» Роскосмоса, управляющей всеми российскими космодромами

«После [Дмитрия] Каменщика и [Олега] Дерипаски никакая работа не страшна», - с улыбкой говорит Рано Джураева о бывших работодателях.

Восточная женщина возглавила космодромы России

БАЙКОНУР. КАЗИНФОРМ — Ранохон Джураева назначена генеральным директором ФГУП ЦЭНКИ (Космодромы России), сообщает корреспондент МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу Роскосмоса. 20 декабря 2016 года состоялся конкурс на замещение должности генерального директора ФГУП ЦЭНКИ.

Большой космос для «Федерации»

На космодроме Восточный началась подготовка ракеты-носителя «Союз» к первому запуску. В ближайшее время на Восточном начнется строительство второго стартового стола уже для семейства ракет-носителей «Ангара». Именно «Ангара» выведет отсюда на орбиту и новый пилотируемый корабль, который уже получил название «Федерация».

Для российской космонавтики нынешняя весна стала аномально аварийной. Крушение ракеты «Протон-М» на взлете с мексиканским спутником, потеря управления грузовым кораблем «Прогресс», неудача с использованием еще одного «Прогресса» для подъема орбиты МКС. 28 апреля был аварийный запуск ракеты «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс» для МКС. Если учесть еще и неполадки, возникшие во время орбитальных испытаний на спутнике «Кондор-Э», разработанным для ЮАР российским предприятием «ВПК «НПО машиностроения», то выводы неутешительны.

Какая зарплата - такая работа!

По поводу ЧП 16 мая скажу однозначно. «Прогресс» с мексиканским спутником стартовал 16-го, значит окончательная сборка и подготовка были проведены 15-го, в пятницу. Я не суеверен, но с первого курса авиационного института помню золотые правила Сергея Королева: «Ответственную сборку не делать в понедельник, пятницу, 15-го и 30-го числа». Это кстати не суеверие, а просто нормальное проникновение в отраслевую социальную психологию.

За время работы инженером и военпредом в 80-е годы на куйбышевском заводе «Прогресс» (сейчас это самарское АО РКЦ»Прогресс») я не раз принимал участие в разборе нештатных ситуаций и аварий. Так вот: глупых нештаток практически не было. Чтобы датчики угловой скорости вверх ногами закрепили или акселерометр - не припомню такого. Было дело, я сам уронил переноску на бортовой блок питания спутника серии «Космос», разбил разъем. Сразу же доложил руководителю участка. Наказывать не стали, а просто послали в командировку на завод-изготовитель в Ижевск за новым прибором.

Был случай, когда опытнейший слесарь 6-го разряда случайно просверлил отверстие в секции ракеты «Энергия» не там, где надо. Естественно, мгновенно сообщил начальству. Лишили премии. Так он целый месяц ходил сам не свой, переживая. Не то, что рублем наказали, а то, что дорогостоящую деталь испортил.

Те времена канули в Лету. Знаете, какие пословицы и поговорки гуляют в отрасли. Ну вот, например:

«Взлетела ракета - упала в болото! Какая зарплата, такая работа».

Вот еще один образчик народного фольклора:

Что делать работнику, если ему платят всего 15 000 рублей?

Ничего. Даже немножечко вредить.

Отраслевой фольклор отражает неприглядную реальность, что после аварии «Протона-М» (да и всех прочих) скрывать уже невозможно: «Некачественная и невнимательная сборка блоков ракеты-носителя «Протон-М», недостаточная квалификация персонала, работающего за невысокую зарплату, могли стать причиной очередной аварии «Протона-М», погубившей мексиканский спутник, сообщил РИА Новости источник в космической отрасли.

«Системная деградация при производстве отечественной космической техники, в частности ракеты-носителя «Протон», имевшей в свое время минимальный уровень отказов, налицо», - сказал собеседник агентства.

Это отчасти, правда, отчасти лукавство. Разве только персонал виноват? Только лишь низкоквалифицированные сборщики?

В российской космонавтике как нигде верна поговорка, что рыба гниет с головы. Это касается в первую очередь «обликом морале» ее руководителей. В последние годы бульварные издания вдоволь исколесили эту тему.

7 марта 2012 года на корпоративе Роскосмоса его руководителю Владимиру Поповкину «повредили» голову бутылкой из-под шампанского. Отремонтировали в госпитале им. Бурденко. СМИ сообщили, что произошло это во время «джентльменского» спора из-за дамы.

Директор Центра управления полетами Владимир Лобачев, будучи в командировке во Флориде, в состоянии крайнего подпития подрался с санитарами, которые хотели оказать ему медпомощь. За тысячу долларов космического дебошира освободили под залог.

Звезда шпионажа и полусвета Анна Чапмен была введена в совет директоров «Фондсервисбанка», ориентированного на космическую отрасль. После чего Чапмен вдохновенно занялась разработкой новой формы для космонавтов. Ну, а что сказать по поводу назначения пресс-секретарем Роскосмоса бывшей модели, скандальные фото которой ни в коем случае нельзя показывать подрастающему поколению?

Воистину, где начитается космонавтика, кончается дисциплина.

Дмитрий Рогозин был крайне возмущен злоупотреблениями при строительстве космодрома «Восточный». Даже собирался расстреливать виновных. Но все проблемы «Восточного» были запрограммированы еще до начала его строительства. Причем на самом чиновном верху.

В 2011 году Спецстрой России вынудили в приказном порядке начать работу без проектно-сметной документации. Неясность с проектом и сметой привели к тому, что уже летом 2013 года отставание по строительству достигало 18 месяцев.

Дальспецстрой - структурное подразделение Спецстроя - построил вахтовые городки, мобилизовал людей, завез технику. Но первая партия проектно-сметной документации, раскрывающая сущность проекта, поступила на «Восточный» только через полгода. Причем в сметную документацию заложили расценки, которые абсолютно не соответствовали реалиям Дальнего Востока и сложности возводимого объекта.

Базовую зарплату рабочим московские финансисты определили аж в 17 тысяч рублей. Как бы не зная, что средняя оплата труда в регионе уже тогда составляла 34 тысячи. Или, может быть, изначально взяв расчет на труд азиатских гастарбайтеров?

Расходы на организацию вахтовых строительных смен не заложили. Видимо, сочли, что высококвалифицированных рабочих можно найти в дебрях Уссурийского края, да еще за 17 тысяч рублей.

Не заложили в смету денег на доставку сложного оборудования из центральных регионов России. Сразу рассчитывали на поставки из Китая? А как же импортозамещение?

Если это не саботаж, то что? И не ясно ли, что «низкоквалифицированный персонал» тут ни при чем?

Дальневосточные злоупотребления и прямое воровство мне представляются производными от столичных.

И в это самое время Дмитрий Рогозин мечтал о том, что «новый космодром сыграет магическую и магнетическую роль в развитии Амурской области и всего русского Востока, притянет в восточные и тихоокеанские регионы России амбициозных молодых ученых и инженеров».

Даже сейчас строителям «Восточного» продолжают подвозить недостающие чертежи и проекто-сметную документацию, в которую по ходу дела вносятся новые и новые уточнения и корректировки.

Что интересно, - практически все оборудование для наземных стартов и инфраструктуры космодрома по утвержденным документам должно было закупаться за рубежом. При том, что отечественные космодромы исторически оснащались отечественным оборудованием.

Сейчас на строительство «Восточного» мобилизованы дополнительные средства из правительственных резервов. Ищут виновников растрат и промедлений. Но дойдут ли до высших правительственных чиновников, санкционировавших это безобразие, неизвестно.

Есть ветеран - есть проблема. Нет ветерана - нет проблемы

О «Протоне». Ни для кого не секрет, что ГКНПЦ им. М. Н. Хруничева, где их выпускают - де факто банкрот. Оттуда давно уже идет отток специалистов. В бизнес, в зарубеж, в никуда.

Этот отток никого не беспокоит, более того, мне кажется, что руководители российской космонавтики этому рады. Вот на моем родном самарском «Прогрессе» только что уволили 900 человек. Четверть сотрудников подмосковного Центра управления полетами также сокращена. Причина сокращений - курс на омоложение кадров, поэтому в подавляющем количестве случаев свои места покидают сотрудники пенсионного возраста. А это, между прочим, золотой кадровый фонд российской космонавтики, люди, которые являются наследниками и носителями великих традиций.

На профильных форумах рунета уже вангуют: мол, массовые увольнения вызовут массовый саботаж.

Но ведь и молодежь уже на космические заводы и КБ не идет. Сегодня зарплата молодого инженера на «Прогрессе» - 20-22 тысячи рублей. Раньше молодежь шла на космические предприятия ради отсрочки от армии, сейчас и этого нет. Выпускнику престижного (пока еще) технического вуза найти себе работу с оплатой тысяч на 10 побольше, причем без режимной проходной, где надо мобильники сдавать - не проблема.

В прошлом году я специально посетил несколько московских ярмарок занятости и подробно расспрашивал кадровиков оборонных предприятий, в первую очередь космических, которые там сидели в качестве зазывал. Не идет к ним молодежь. Обращаются в основном люди среднего возраста, молодежь предпочитает строительный комплекс, где каменщик высокой квалификации получает 100 тысяч рублей, а порой и выше.

Если выстроить иерархию проблем российской космонавтики, то коррупция и разгильдяйство в верхах не самые сложные из них. Они поддаются лечению при наличии политической воли на самом верху. Сейчас она есть. Создана Объединенная ракетно-космическая госкорпорация, во главе ее поставлен опытный финансист Игорь Комаров, ранее работавший в крупных банках и наводивший финансовый и кадровый порядок на «Автовазе».

Все наземные виды деятельности, в том числе и строительство космодромов будет курировать Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Эту структуру недавно возглавила Ранохон Джураева, выпускница Гарвардской бизнес-школы, возглавлявшая до этого никому не ведомую Международную ассоциацию аэропортов.

И к Комарову, и к Джураевой у ветеранов отрасли отношение, мягко говоря, недружественное. Если Комарова еще признают за грамотного финансиста, то Джураеву вообще считают человеком абсолютно случайным. Когнитивный диссонанс будет диалектически снят - ветеранов скоро в отрасли не станет. Совсем.

Совершенно четко оба этих менеджера будут проводить политику насильственного омоложения, и, как цинично выражаются топ-манагеры постсоветской эпохи, оптимизации социальной ответственности. То есть будут реализовывать жесткий и, как им кажется, рыночный подход. Топ-менеджерам - суперзарплаты, инженерам и рабочим - прожиточный минимум.

Это подход может сделать российскую космонавтику менее затратной, но он не способен вернуть ей способность к развитию. Хотя, без сомнения, производство ракеты «Ангара» наладить удастся. Сейчас этот носитель в два с половиной раза дороже «Протона». Конечно, при переходе на серийный выпуск себестоимость снизится, но все равно соперничать с зарубежными конкурентами мы не сможем.

Сегодня доставлять грузы на МКС могут четыре корабля: российский «Прогресс», японский HTV, а также частные американские Dragon (компании SpaceX) и Cygnus (компании Orbital Sciences). Dragon при этом является единственным космическим грузовым кораблем, который способен возвращать грузы с орбиты на Землю.

Снижение цен на космические запуски сегодня является мировым трендом: все ждут начала полноценной пусковой компании ракеты Falcon Heavy от SpaceX, способной выводить на геопереходную орбиту до 19,5 тонн полезного груза. Цена запуска аппарата с помощью Falcon Heavy составит около $78 млн. Это на 25% ниже цены запусков «Протонов», самых доступных сегодня носителей тяжелого класса. Но доступны-то они только лишь из-за того, что в погоне за прибылью центр им. Хруничева стал буквально клепать «Протоны», снижая качество сборки и надежность. Вот и стала некогда надежнейшая ракета-носитель чемпионом по аварийности.

Если в российской космонавтике не произвести радикальных (а не организационных) перемен, то с высокой вероятностью Falcon Элона Маска вытеснит нас с рынка запусков.

Falcon создается на основе новой для ракетостроения производственной модели, обеспечивающей ее конкурентоспособность по низкой цене.

До сих пор все ракеты носители - российские, американские и китайские - делались на основе производственной модели, созданной Королевым и фон Брауном в 50-е годы прошлого века. В основе этой модели была и остается узкая специализация производителей. Это позволяло решать задачи в сжатые сроки. Оборотная сторона узкой специализации - это уникальное производство и высочайшая цена. Маск отказался от узкой специализации. И минимизировал кооперацию. Поэтому его ракеты дешевле остальных. И конкурировать с Маском в рамках старой производственной модели невозможно.

Американские ракетно-космические гиганты, такие, например, как «Боинг» и «Локхид», совершенно спокойно относятся к феномену Элона Маска и его ракетам. У нас же появление подобной частной космической компании исключено. ОРКК ее задавит в зародыше.

Проигрывая уже сейчас в стоимости запуска, мы неизбежно будем проигрывать и в надежности наших ракет. Вот, скажем, Минтруд России приказом №681н от 09.10.2014 утвердил профессиональный стандарт «Специалист по дефектации изделий ракетной и космической техники» и установил требования к образованию по данной профессии: среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих. ПТУшник-дефектоскопист космической техники - это шедеврально!

В сущности реформа космической отрасли замышляется чисто по либеральным рецептам. И в скором времени она станет неотличима от той же «Роснефти». Ну и что в этом плохого, спросит читатель? Да то, что она уповает на западные технологии и западную технику, не будучи ни в малейшей степени заинтересованной развивать свои инновации.

Таким образом, эффективные финансисты довольно быстро приведут российскую космонавтику к полному тормозу. «Ангару», на которую сейчас делается ставка, разработали и довели до первых запусков не молодые выпускники российских вузов, а инженеры советской школы, от которых сегодня так судорожно избавляется новое космическое начальство. Надежды на то, что новых носителей хватит еще лет на двадцать, а то и более, призрачны и иллюзорны. Международная конкуренция вышвырнет нас с рынка запусков уже в ближайшие годы.

Кстати, рынок запусков относительно невелик - всего 2-3 миллиарда долларов в год. На порядок больше мировой рынок наземного оборудования. Но мы на нем не присутствуем, так же как и на громадном 300-миллиардном рынке спутников.

Остается надеяться, что быстрое изменение конъюнктуры космического рынка заставит российское руководство изменить подход к развитию космической отрасли и понять, что социальное партнерство не пустой звук, что сверхвысокая дифференциация отраслевых доходов лишает стимулов к труду, а массовые увольнения могут вызвать и массовый саботаж.

Лучше бы это понимание пришло уже в ближайшее время. Космические часы идут с космической скоростью. Мы можем отстать от наших конкурентов безвозвратно.

P.S. В СМИ мелькнула информация о том, что якобы сотрудники ФСБ установили, что причина аварии «Протона» - прямая диверсия, умышленная порча двигателя. Но один из руководителей хруничевского центра эту версию тут же опроверг. Но даже если и диверсия, или саботаж, системную деградацию отрасли это не отменяет.

Рано Джураева, возглавлявшая ЦЭНКИ, покинула центр в связи с переходом на другую работу. Она ушла по собственному желанию, сообщили РБК в пресс-службе центра

Рано Джураева​​ (Фото: russian.space)

Генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Рано Джураева​​ покидает центр и переходит на другую работу, сообщили РБК в пресс-службе ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». В пресс-службе уточнили, что Джураева ушла по собственному желанию.

Сама Джураева отметила, что покидает предприятие «с чувством выполненного долга», об этом говорится в сообщении пресс-службы ЦЭНКИ, поступившем в РБК.

«За три года были проведены структурные реформы ЦЭНКИ, предприятие обрело современный вид, внедрены прогрессивные управленческие практики, омоложен состав сотрудников, оптимизированы расходы, идет работа по акционированию предприятия», — приводит слова Джураевой пресс-служба центра. «Самое главное, мы обеспечили все 46 запланированных пусков, заработал космодром Восточный, модернизируется Байконур», — цитирует пресс-служба Джураеву.

Ранее Джураева являлась гендиректором ЦЭНКИ — с мая 2015 года. До этого была президентом «Инновационного центра гражданской авиации».

В пресс-службе ЦЭНКИ РБК уточнили, что исполняющим обязанности гендиректора назначен Олег Майданович. Источник РБК в космической индустрии уточнил, что по итогам консультаций относительно кандидатур пост гендиректора ЦЭНКИ может занять Андрей Охлопков. «Его кандидатура рассматривается», — сообщил источник.

Охлопков работает в ЦЭНКИ с 2013 года, занимает должность замгендиректора по технологическому развитию наземной космической инфраструктуры ЦЭНКИ, также он возглавлял оперативно-техническую группу по созданию космодрома Восточный. До ЦЭНКИ занимал пост первого заместителя командующего в звании полковника на космодроме Плесецк.

В 2009 году обвинялся во взяточничестве . В 2007-2008 годах Охлопков курировал государственные контракты на уборку частей ракетоносителей, упавших в Архангельской области и Коми. По версии следствия, в этот период с его подачи предприниматели в регионах получали эти госзаказы за откаты, однако не выполняли взятые обязательства. Речь шла о взятках на 750 тыс. руб., ущерб государству оценивался в 15 млн руб. В 2012 году дело рассмотрел суд присяжных . Они сочли, что следствие не смогло доказать получение взяток.

ЦЭНКИ был создан в 1994 году при Российском космическом агентстве. В самом центре главным направлением своей деятельности называют обеспечение функционирования и эффективной эксплуатации объектов космодрома Байконур. Также предприятие обслуживает инфраструктуру космодрома Восточный и является оператором космодрома Куру во Французской Гвиане. ЦЭНКИ является одним из ключевых предприятий «Роскосмоса».

Ранее генеральным директором «Роскосмоса» , до этого занимавший пост вице-премьера, в этом качестве он также курировал космическую отрасль. На предложение президента возглавить «Роскосмос» Рогозин пообещал «сделать все возможное и необходимое, чтобы оправдать доверие» главы государства.

Источники РБК сообщали, что в ближайшее время в космической отрасли ожидается . По данным собеседников РБК, свой пост может покинуть гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко, вместо него на эту должность рассматривается первый замгендиректора «Роскосмоса» Александр Иванов.

16 мая в ЦЭНКИ , во время которых сотрудники правоохранительных органов изъяли на предприятии документы. В самом центре выемку документации опровергали.

Спустя два дня стало известно, что в отношении сотрудников ЦЭНКИ возбуждено по статье «Мошенничество». Об этом сообщил источник РБК в СК России. Он рассказал, что речь идет о действиях главного специалиста отдела сопровождения инвестиций департамента бюджетирования и экономики управления экономики, который подделал договоры поставки услуг на 7,6 млн руб.

Принципиальный момент?

Да. Мне важно не ездить, мне научиться нужно.

А любовь к музыке от родителей передалась?

Естественно, я не могу без походов в театр. Родители привили мне любовь к опере и балету. Я завсегдатай московских постановок, и в Мариинку часто ездим с нашим директором по пиару Марией.

Сейчас вы скажете, что у вас есть время заниматься домаш­ними делами. Не верю.

Почему? Я могу что-то вкусное приготовить. Внуки любят мой плов, и я по большим праздником его делаю. Я вообще очень люблю быт, но, честно говоря, мне жаль на это время тратить.

Вы удивитесь, но это моя дочь. Когда она родилась, я сразу поняла, что это будет друг, который меня всегда поддержит. Кроме того, у меня много друзей – абсолютно разных, – с которыми я дружу уже сто лет. Есть технари, бизнесмены, творческие люди. Вот, например, та же Маша – она известный писатель и очень креативная подруга. Мы много лет работаем вместе и такие вещи придумываем потрясающие... Она гуру в своей сфере. Я – в своей. И вот мы, два гуру, объединяемся, и получается гуру в квадрате.

Что помимо профессионализма вы ждете от своих сотрудников?

Мне нужны живые люди. Нужно, чтобы они хотели что-то сделать. Не побыть на работе, а осуществить некие перемещения из пункта А в пункт Б. Таких людей очень мало. Но когда я сюда пришла, одна, без своей команды, я увидела здесь людей, которые горят. Просто у них не было дирижера, коуча, который мог бы их направить. Потом мне удалось собрать кого-то из тех, с кем я работала в других местах. Им тоже стало интересно, они все побросали и пришли.

В чем магнит – в вашей ауре или достойной зарплате?

Знаете, когда смотришь на ракету, которая улетает ввысь, и слышишь этот «рокот космодрома», как в песне поется... Это романтика в чистом виде. Очень многие люди из тех, что здесь работают, работают не за деньги, а за причастность к этой теме.

Я перфекционист, и если в аэропорту что-то идет не так, меня это раздражает. В ресторане - меня это раздражает. Причем я такой человек - ни дня без строчки - обязательно выскажусь

В ваших проектах есть такой формат, как «система качества». Звучит многообещающе, а что это такое в действительности?

Ну вот, например, когда я работала в Домодедово, мне там пришлось создавать эту систему. Все просто. Если ты обслуживаешь человека в терминале, он должен быть доволен услугой. И ты не можешь себя чувствовать униженным и оскорбленным оттого, что ты кого-то обслуживаешь. Это твоя работа, и ты должен делать работу с удовольствием. И здесь, в ЦЭНКИ, конечно, важно качество. Мы делаем полный цикл всех работ, от создания наземной космической инфраструктуры стартовых технических комплексов до создания компонентов ракетного топлива, пусков, утилизации, перевозок. Я была очень удивлена тем, что за весь период развития космической деятельности в России, начиная с 1955 года, когда строился космодром Байконур, и до настоящего времени традиции соблюдения качества сохранились. Более того, они передаются из поколения в поколение, от человека к человеку. А там остались еще те, кто работал с Королевым.

Как с системой качества в обычной жизни?

Я на этой теме повернута. Я перфекционист, и если в аэропорту что-то идет не так, меня это раздражает. В ресторане – меня это раздражает. Причем я такой человек – ни дня без строчки – обязательно выскажусь. Не могу пройти мимо, чтобы не поправить. Может, это в чем-то даже занудство.

Юмор не спасает?

Только этим и живем. На космодроме обязательно встречают свежим анекдотом. Здесь совещание начинается с анекдота. И если человек не понимает юмора, если на вопрос «Можно зубочистку?» ему говорят: «Можно, как только освободится, дам», а он обижается и бубнит: «У нас зубочистки одноразовые», ему будет у нас трудно.

Предлагаю маленький блиц-опрос.
Я никогда не допускаю...

Халтуры и равнодушия.

Я легко иду на риск, если...

Мне интересно. Как, например, этот проект с Marie Claire.

Я не могу представить...

Что я пять дней подряд отдыхаю и ничего не делаю.

Во всякой непонятной ситуации...

Я ухожу думать.

Вы всегда видите манипуляцию?

Мне пришлось работать с тысячами людей, и многие, в общем, предсказуемы. Особенно в том, что они хотят мной манипулировать. Но иногда хочется быть сманипулированной (смеется).

От вас трудно чего-то добиться?

Мне не жалко и не лень. Я как в той сказке про кисельные берега, когда нужно печку освободить от пирожков, яблоньку потрясти, – стараюсь сделать все, что от меня зависит. Но могу забыть и потом переживаю из-за этого.

Что вы посоветуете тем, кто начинает делать карьеру?

Я скажу так: каждый человек должен заниматься тем делом, которое ему интересно. В нелюбимом деле никогда не стать успешным. И еще, я считаю, нужно постоянно развивать себя как актив. Нужно быть конкурентоспособным, современным, расширять эрудицию. А если тебе что-то по-настоящему интересно, ты, естественно, захочешь узнать об этом больше. Это взаимосвязано