Сексуальное насилие над детьми: причины, признаки. Насилие над детьми в семье Физическое насилие над детьми

Ребенок живет в постоянной опасности различных видов насилия. В разном возрасте детства опасности разные. Опасностями являются физическое насилие, сексуальное насилие над детьми, домашнее насилие над детьми, сексуальное насилие над детьми. Но не меньшие последствия, чем физическое насилие, имеет психологическое насилие над ребенком.

В этом разделе мы будем говорить о том, как предупредить или остановить это зло.

Чтобы дети избежали беды

Основы личной безопасности для дошкольников

Как уберечь ребенка от насилия? (1)

Как уберечь ребенка от насилия? (2)

Как отличить наказание от насилия

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми!

Ребенку – о насилии в семье

Базовый инстинкт или Как подготовить детей к критической ситуации

Родителям – о насилии над ребенком

Письмо Кэвина и Чарли о сексуальном насилии, адресованное школьникам

Кэвин и Чарли

О насилии в семьях над усыновленными детьми

Диагностика насилия: Принципы и методы

Психологи Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф.

Дети из семей, в которых практикуется насилие

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие, где ребенка бьют или унижают. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика...


Поведение взрослых, направленное на достижение власти и контроля, называется насилием над малышами в семье. Наиболее частыми жертвами агрессивных действий взрослых являются дети. Жестокость к ним нередко проявляется негативным отношением родителей и остальных членов семьи.

К насильственным действиям относят избиение, запугивание, принуждение к сексуальным контактам, изоляцию от других людей. Насилие над малышами или детьми старшего возраста – это правонарушение или преступление, которое совершает один или несколько членов семьи. Все виды насилия вредят психическому здоровью ребенка.

Причины появления насилия над малышами в семьях:

1. Взрослые в детском возрасте пережили насилие, а также испытывали недостаток эмоционального тепла.

2. Ребенок очень похож на нелюбимого человека.

3. Малыш был нежеланным, случайным.

4. У ребенка плохой аппетит, нарушения речи.

5. Малыш не слушается родителей.

6. Родители склонны к «железной» дисциплине и воспринимают неправильное поведение детей как обиду в свой адрес. Такие родители, как правило, предъявляют очень высокие требования к своим малышам.

Факторы, способствующие появлению домашнего насилия:

Существует ряд факторов, которые отягощают и ухудшают атмосферу в семье и часто приводят к появлению насилия над малышами разного характера.

Многодетные семьи;
Неполные семьи;
Наличие приемных детей;
Воспитание малыша отчимом или мачехой;
Проживание в семьях, где есть алкоголики, наркоманы, осужденные;
Постоянные семейные конфликты;
Невысокий уровень культурного воспитания у родителей;
Отсутствие у взрослых нормального уровня образования, неграмостность;
Физические и умственные нарушения, заболевания, врожденные аномалии у малыша.

Права детей:

О детях необходимо заботиться. Они не просили о своем появлении на свет. Родители дали им жизнь. Поэтому они имеют перед своими малышами обязанности сопровождать его на пути взросления, пока он не станет самостоятельным, независимым и сможет занять свое место в обществе. У ребенка в отношениях с родителями имеются определенные права:

1. Право на уважение.
2. Право быть самим собой.
3. Право на отношение к себе как к уникальной личности.
4. Право на материальное обеспечение.
5. Право на чувство психологической безопасности.
6. Дети имеют право на отношение, учитывающее их возрастные особенности.

Особенности физических методов насилия в семьях:

К этому виду относится целенаправленное нанесение телесных травм и повреждений малышу, сознательное лишение возможности передвигаться или менять месторасположение, еды, одежды, комфортных условий для развития и жизни, которые угрожают его жизни, вызывают нарушения здоровья.

К методам физического насилия относят следующие:
пощечины;
толкания;
обжигание тела малыша горячими предметами;
удушение;
удары;
бросание в малыша различных предметов;
угроза оружием;
удерживание ребенка без еды, питья и одежды.

Внешне физическое насилие проявляется такими признаками:

Наличие наружных повреждений: отпечатков от ударов ремнем, ожогов от сигарет и прочих.

Повреждения во внутренних органах, не являющиеся последствиями несчастного случая.

Травмы в области головы, туловища и шеи.

Наличие царапин и ссадин.

Наличие синяков, гематом, кровоподтеков различных размеров.

Психическое состояние малыша, испытывающего физические методы насилия:

Страхи перед контактами со старшими, главным образом физическими;

Утаивание причин получения травмы;

Ребенок часто плачет по любому поводу;

Агрессивность;

Жестокость по отношению к животным;

Отсутствие друзей;

Попытки суицида.

Характеристика насилия над малышами сексуального характера:

Привлечение детей любого возраста по их согласию или без него к сексуальным контактам со взрослыми называется сексуальным насилием. Наличие детского согласия на контакт - это не основание относить его к категории ненасильственных действий. Ребенок не в состоянии предусмотреть его опасные последствия. Наиболее часто сексуальное насилие применяют к маленьким детям, которые не понимают сути происходящих действий.

Внешний вид малыша, который переживает сексуальные насилия:

Наличие повреждений и травм на половых органах;

Заражение инфекциями, которые передаются половым путем.

Особенности поведения детей после сексуального насилия:

Кошмарные сновидения;

Появление страхов;

Игры на сексуальные темы;

Плохое настроение;

Заниженная самооценка.

Психологическое насилие над малышами:

Представляет собой воздействие на малыша психологического характера, повторяющееся периодически или продолжающееся длительное время. Такое поведение взрослых унижает ребенка, является причиной появления обид, страхов, неуверенности в собственных силах, задержки личностного развития и появления нарушений в формировании характера.

Основные методы психологического воздействия на малышей следующие:

Принуждения к выполнению унизительных действий;
Нанесение вреда животным, которых любит малыш;
Критика ребенка;
Словесные угрозы;
Замечания, сказанные в унизительной и обидной форме;
Грубое психическое воздействие, которое вызывает психологические травмы.

Характерные признаки поведения детей, переживающих психологическое насилие:

Агрессия;
задержка психического развития;
нервные тики, ночное недержание мочи;
постоянный удрученный и грустный внешний вид;
соматические заболевания.

Пренебрежение детскими потребностями - распространенный вид насилия:

Если родители не придают значения потребностям своего ребенка, то это сильно нарушает его эмоциональное состояние, несет угрозу для здоровья и развития.

Основными нарушениями потребностей детей считаются следующие:

Питание ребенка, не соответствующее возрасту;

Недостаточное количество одежды, соответствующей размеру ребенка;

Отсутствие нормального жилья;

Отсутствие факта обучения малыша в соответствии с возрастом;

Отсутствие оказания медицинской помощи ребенку;

Отсутствие внимания и заботы.

Характерные черты малыша, переживающего пренебрежение:

Постоянное чувство голода;

Санитарно-гигиеническая запущенность;

Кражи еды;

Низкий уровень самооценки;

Агрессия, импульсивность.

Последствия насилия над ребенком:

Насилие над ребенком причиняет ему огромный вред и становится причиной формирования следующих особенностей характера и поведения:

1. Беспокойство, тревожность;
2. Нарушение сна;
3. Плохой аппетит;
4. Длительное угнетенное состояние;
5. Агрессивность и жестокость;
6. Страх возвращения домой;
7. Страх за свою жизнь;
8. Стремление к одиночеству;
9. Конфликтность;
10. Несформированность социальных навыков;
11. Ложь.

Жестокое отношение к детям воспитывает в них необразованность. Они вырастают социально дезадаптированными личностями, которые в будущем не могут нормально работать, создавать семьи, становиться хорошими родителями. Главное негативное последствие насилия над малышами - насилие порождает новое насилие.

Ребенок, который растет и развивается в условиях насилия, воспринимает такое поведение взрослых как норму. Когда он вырастет и станет родителем, он также будет применять насилие по отношению к собственным детям.

Как изменить ситуацию?:

Если у вас нет времени заниматься своим ребенком – не заводите их вовсе. Никто не сможет хорошо заботится о ваших малышах, кроме родителей. Не обвиняйте малыша. Попробуйте изменить себя. Подумайте, что значит быть хорошим родителем, начните прямо сейчас заботиться о своих детях. Заботиться – значит быть внимательными к ребенку. Родители отвечают за то, каким растет их малыш и как он себя ведет.

Никогда не поздно научить малыша уважать, ценить себя, воспринимать себя как полноценную личность. Никто не имеет права унижать, вести себя жестоко по отношению к вашему крохе. Научитесь слушать и понимать своего ребенка.

Любите своих детей! Будьте нежными родителями, замечайте и уважайте их, целуйте и обнимайте, находите время для совместных игр, прощайте мелкие шалости, доверяйте своим малышам.


Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие , если:

Его истязали,

Ему нанесли побои,

Его здоровью причинили вред,

Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

Использовали для запугивания свой рост, возраст,

На него кричали,

Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

Религиозной организации,

Милиции,

Спецшколы для детей,

Родственников,

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :

Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:

Унижают его достоинство,

Используют обидные прозвища,

Используют его в качестве доверенного лица,

При общении с ребенком проявляют непоследовательность,

Ребенка стыдят,

Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие , если:

Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

Взрослыми растрачиваются семейные деньги.

Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко , если:

Используют свои привилегии:

Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

О посещениях его родителями, опекунами,

Ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

(доступны для незарегистрированных пользователей)

Сейчас на каждом телеканале освещается сексуальное насилие над детьми. Иногда кажется, что мы даже привыкаем к интонации, с которой комментатор проговаривает об очередном случае, и забываем о том, что за каждым таким сообщением стоят сломанные судьбы, боль детей и родителей, жизни которых уже не будут прежними. Нужно знать врага в лицо, чтобы предотвратить новые случаи. В этой статье описано, каковы причины, признаки и последствия сексуального насилия.

Причины сексуального насилия над детьми

Откуда возникает патологическое влечение к ребенку? Человек не выбирает, что ему хотеть, а чего нет, все желания ему диктует его психика. Любые отвратительные и незаконные желания - признак того, что у человека серьезная задержка психосексуального развития. Различать людей по их внутренним желаниям, прогнозировать, на что способен конкретный человек, позволяет тренинг «Системно-векторная психология Юрия Бурлана». Всего 8 векторов, различное сочетание которых определяет многообразие психических типов. В каждом векторе – своя специфика желаний.

Насильники - это только люди, в психическом складе которых есть анальный вектор. Далеко не все, а только те, при воспитании которых в детстве были допущены грубейшие ошибки. Такие люди имеют мощное либидо и сложную сексуальность. Когда они в развитом и реализованном состоянии, то дети для них - святое, те, кто нуждается в защите и заботе. Часто такие люди профессионально посвящают себя детям: педагоги, воспитатели, преподаватели, педиатры. Передать свой опыт и знания, обучить и позаботиться - природное желание человека с анальным вектором. Это лучшие люди на свете, которым можно доверить подрастающее поколение. Януш Корчак - образец человека, который всей своей жизнью доказывает преданность и высокую любовь к ребятишкам.

Почему же один человек с анальным вектором - образец заботы о детях, а другой становится насильником? Главными причинами сексуального насилия над детьми являются психотравмы, неразвитость людей с анальным вектором и анально-зрительной связкой векторов.

Сексуальность человека ограничивается несколькими табу. Природно мы ощущаем, что нельзя брать женщину без ее согласия, нельзя вступать в интимные отношения с близкими родственниками, с несовершеннолетними. Эти же запреты охраняются законом. Нарушил закон - получи наказание. У неразвитого человека с анальным вектором бессознательное влечение срывает табу и он испытывает непреодолимое желание вступить в половую связь с девочкой или мальчиком. Человек, который в жизни ничего не может создать, не имеет высоких целей и желаний, довольствуется только инстинктами.

Сексуальное насилие в семье

Если сделать небольшой анализ, станет очевидно, что часто насильник - это человек из ближайшего окружения. Сосед по даче, по дому или член семьи: отчим, двоюродный старший брат, приехавший погостить, муж старшей сестры. Это те люди, с кем жертва часто контактирует, знает и не боится оставаться наедине. Такие люди предпочитают вступать в половой контакт только в привычной обстановке, когда доверительное общение уже сложилось, и этот человек, вхож в семью. Он изучает интересы ребенка, располагает его к себе, становится старшим другом, приятным товарищем, для которого жертва готова на многое. Особенно если у насильника есть еще и зрительный вектор, то он может психологически манипулировать ребенком так, что тот ребенок и не понимает, что его соблазняют и хотят причинить зло.

Приручая малыша, такой манипулятор создает эмоциональную привязанность. Общение всегда подкрепляет тем, что особенно приятно: сладости, совместные игры, секретики. Тем самым создает для себя условия, при которых после насильственных действий ребенок ни за что никому не расскажет о случившемся. Ведь это будет совместный секрет, о котором они заранее договорились. И тем не менее половой акт с детьми - это всегда насилие, а не выбор ребенка.

Иногда, вместо того чтобы стать ласковым другом, мужчина в семье (например, отчим) проявляет агрессию по отношению к детям. Сначала в виде необоснованных упреков и придирок, затем упреки переходят в подзатыльники и побои. А следующим шагом может быть сексуальное насилие. В данном случае отчим сделает это на том основании, что пасынок раздражает его своим присутствием, и всю агрессию, из-за сексуальной и социальной нереализованности выплеснет в виде насилия над тем, кто слабее него и не может дать отпор. А чтобы случившееся не было предано огласке, насильник не станет прибегать к «секретикам» - просто пригрозит расправой. В данном случае речь идет об анальных мужчинах без зрительного вектора с сильнейшими задержками в развитии и, как правило, совершенно нереализованных в социуме и личной жизни. При таких состояниях алкоголь растормаживает сознательный контроль и может подтолкнуть их на преступление.

Статистика говорит о том, что чаще всего дети подвергаются насилию дома в семье - родными и близкими. Нередко - в течение продолжительного времени, и об этом даже никто не догадывается. Все это осложняет травму, подавляет развитие детской психики на долгие годы.

Признаки сексуального насилия

Первыми признаками будут ссадины, синяки, царапины, испачканное и окровавленное детское белье. И признаки, которые обнаруживаются при медицинском осмотре. Такое вряд ли можно не заметить. Но не всегда насилие носит зверский и «одноразовый» характер.

А вот каковы признаки регулярного сексуального насилия? Ведь дети могут это скрывать по разным причинам? Могут дать «другу» обещание ничего никому не рассказывать. Или не знают, как рассказать, потому что до конца не понимают, что с ними происходит. Это касается прежде всего детей дошкольного возраста. Но внимательным родителям нетрудно будет заметить перемены. Например, был общительным и разговорчивым, а с какого-то момента стал необщительным, скрытным, зажатым. Еще признак - появилась отстраненность и недоверие к взрослым; отчуждение от братьев и сестер, от сверстников. Появилось истеричное или агрессивное поведение. Жестокость по отношению к игрушкам и к младшим также является признаком, на который следует обратить внимание. Или наоборот, непротивление насилию и издевательству над собой, безропотность, смирение, неспособность защитить себя. Так же признаком будет боязнь раздеваться при других, и по этой причине - ребенок может в школе или в детском саду отказываться посещать занятия по физкультуре и плаванию.

Признаками сексуального насилия могут быть заболевания мочеполовой системы: частое и болезненное мочеиспускание, кровотечения и выделения из половых органов, а также признаки венерических заболеваний.

Даже при отсутствии явных признаков насилия на теле ребенка, по его поведению можно предположить, подвергается ли он сексуальному насилию. Важно заметить, правильно отреагировать и оградить ребенка от дальнейших посягательств и последствий.

Иначе впереди - искалеченная жизнь не только жертвы насилия, но и всей семьи. Разрушенные отношения мать-отец-брат-сестра. Неспособность изнасилованной девочки в будущем создать семью, свободно общаться с другими людьми. Она так и останется на всю жизнь, будто придавленная «гранитной плитой» насилия, общего осуждения-поругания со стороны семьи и невозможностью на эту тему говорить. Перечисленные признаки насилия возможно заметить любому внимательному родителю.

Последствия сексуального насилия над детьми

Сексуальное насилие в детском возрасте - серьезная психологическая травма, в результате которой теряется чувство защищенности и безопасности, а впоследствии появляются задержки психосексуального развития, у всех разные.

Дети с анальным вектором

Ребенок с анальным вектором будет испытывать чувство вины и обиды. Если насилие совершил член семьи, то возникает обида, которую он будет неосознанно нести через всю жизнь. Обида на родственников, на мужчин, на свою судьбу, на жизнь в целом. Будет относиться к себе как к кому-то грязному, будет считать себя хуже других. Как следствие – возникает желание откреститься от семьи, в которой живет; он не может создать собственную семью, став уже взрослым. Отношения и семья будут восприниматься как источники сильнейших страданий, так для него семья - это то, где он чувствовал себя униженным и поруганным. Впоследствии, кроме внутреннего отказа от семьи, возникает желание отомстить всем, кто причастен к случившемуся или не пришел на помощь.

Закрываются от семьи и родственников, якобы наказывая таким образом. Обида, чувство вины, чувство гадливости по отношению к себе, по отношению к противоположному полу и ко всему, что связано с сексуальным, будут сопровождать в течение всей жизни людей, которые подверглись сексуальному насилию в детстве. С точки зрения ущерба для физического здоровья у них наблюдаются аритмии и другие признаки заболеваний сердца, желудочно-кишечные заболевания, синдром раздраженного кишечника, запоры. Вот перечень последствий для детей с анальным вектором, подвергшихся сексуальному насилию в семье.

Дети со зрительным вектором

Чаще всего жертвами насилия становятся девочки и мальчики со зрительным вектором.

Последствия сексуального насилия над детьми со зрительным вектором - прежде всего проблемы в эмоциональной сфере. Страх - чувство, с которым рождается зрительный ребенок, огромная эмоциональная амплитуда - тоже их врожденное свойство. При благоприятных условиях такие дети развиваются из состояния страха в состояние любовь. Последствием сексуального насилия над зрительным ребенком станет задержка эмоционального развития застревание в страхах. Впоследствии страх перерастет в панические атаки, тревожные расстройства, кошмары по ночам, лунатизм. Созданные для любви, они становятся неспособными любить. По крайней мере, преодолеть униженность и подавленность, чтобы открыть сердце мужчине, - самостоятельно почти невозможно.

Появляются признаки эмоциональной холодности и черствости. Не могут сочувствовать и сопереживать другим людям. Став взрослыми, они зачастую не могут создавать отношения. Признаками и последствиями являются сложности при создании эмоциональных связей.

На физическом уровне это различные психосоматические заболевания - от коньюктивита до серьезного ухудшения зрения. Нарушение развития в эмоциональной сфере приводит к зацикленности на себе, на собственных страхах. Выражается это в капризах, скандалах, эмоциональных шантажах, демонстративных суицидах. И еще одним последствием сексуального насилия является формирование виктимологического комплекса - когда женщина регулярно становится жертвой обмана, воровства, издевательств и повторного сексуального насилия. Все это прорабатывается на тренинге «Системно-векторная психология». Отзывы участников вдохновляют:

«…Этот страшный день... Еле уснула от предвкушения завтрашнего дня. 1 сентября, первый раз в первый класс... Утром просыпаюсь от того, что отчим залез ко мне в трусики. Моя жизнь полностью перевернулась. Ежедневно наваливался на меня, как же я кричала, молила мамочку о помощи, а она на кухне, и ей все равно... Каждая двойка отпечатывалась солдатской пряжкой на моей коже. Бил с поводом и без, учил уму-разуму, как говорил... Боже, когда же мое маленькое тельце подрастет... убью...
…Первая вводная лекция в августе 2013. Здесь все ответы, бальзам на мою израненную душу. Прошла тренинг с 37 группой. Страхи, фобии, суицидные мысли ушли в самом начале тренинга. Ушла и обида на родителей, снялись все якоречки сексуального домогательства со стороны отчима. Мама, я тебя очень люблю! Осознала природу отношений женщины и мужчины. Ушло то чувство вины, которое не давало покоя, полное понимание, что ребенок без папы вырастет вполне реализованным человеком и зависит от мамы.
Впервые появилось желание выйти замуж, перестала бояться мужчин и строить отношения…»

Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

«…Это произошло 43 года назад (оказывается, для психики нет срока давности) и кто бы мог подумать, что всю мою жизнь я прожила под впечатлением этого невысказанного и не пережитого детского ужаса - изнасилования. Не буду сейчас переписывать весь свой жизненный сценарий - ну, он «не очень». Хочу написать, чтобы кому-то на глаза попался мой результат и пришел на тренинг, если бы в те далекие времена был тренинг или хотя бы люди рядом. Это событие невозможно убрать, стереть из психики - только тренинг по Системно-векторной психологии. Это так было закрыто - я даже не помнила этого. На тренинг, только на тренинг…
…Мое восприятие мира изменилось, я бы очень хотела, чтобы другие люди годами не мучились, а прошли тренинг…»

Елена Г., руководитель, Сочи

Дети с кожным вектором

Дети с кожным вектором особенно чувствительны к прикосновениям и ласкам, у них чувствительная, нежная, бархатная кожа. Последствия насилия над таким ребенком проявляются в том, что он отказывается дать себя погладить, приласкать, сторонится ласк и прикосновений, воспринмая любое поглаживание с угрозой своей безопасности. У таких детей формируется «сценарий на неудачу» и мазохистские наклонности. Став взрослой, такая женщина будет неосознанно выбирать партнера, который будет над ней издеваться. И в профессиональном плане пострадавший в детстве будет так же неосознанно выбирать ситуацию провала, неудачи, унижений, не понимая, что получает наслаждение от неудач и финансовых потерь.

На физическом уровне последствия проявляются тиками, экземами и другими кожными заболеваниями, проблемами с позвоночником, сколиозами и даже психогенным горбом.

Дети со звуковым вектором

Детям со звуковым вектором грозят серьезнейшие последствия для психики, вплоть до глубокого ухода в себя, депрессий, суицидальных мыслей.

Для любого набора векторов главным последствием будет потеря ощущения защищенности и безопасности. Жертва теряет доверие к окружающему миру, ощущает постоянную угрозу для себя и вынужден самостоятельно защищаться, чтобы выжить.

Как пережить насилие с наименьшими последствиями для психического и физического здоровья?

Если с вашим ребенком произошла эта трагедия и он подвергся сексуальному насилию, то вы должны знать, что ни при каких обстоятельствах ребенок не виноват. Ребенок стал жертвой случившегося, а причина этого коренится не в нем. Дети не являются инициаторами насилия. Родители всегда должны быть на стороне ребенка, пережившего сексуальное насилие. Как бы ни было тяжело в такой ситуации, от вас не должны исходить никакие отрицательные оценки случившего, обвинений, фраз «как тебе не стыдно», – и уж тем более не должно быть никаких оскорблений, криков, брезгливого выражения лица. Начните общение, не показывая своих страхов, ужаса, тревоги и растерянности. От вашего поведения как родителей зависит дальнейшее психическое здоровье ребенка.

Может возникнуть вопрос - а нужно ли в такой момент разговаривать с ребенком? - Да, нужно. Словом можно убить, а можно и вылечить. Поговорите о случившемся обязательно, выказывая при разговоре максимальное спокойствие, заботу и любовь. Создайте обстановку защищенности. Мягко и без напора задайте вопросы и помогите ответить на них. Если этого не сделать, то все пережитое уйдет глубоко в подсознание и будет жить там, принося разрушительные плоды – не только для его жизни, но и для ваших с ним отношений.

Стыд, который испытывает ребенок в такой момент, - огромной силы. Чувство стыда порой доходит до края, несовместимости с жизнью. Острое чувство стыда толкает на суицид. Решение уйти из жизни принимается мгновенно под воздействием острого чувства стыда. Помните, как Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» описывает поведение девочки, которую изнасиловал главный герой романа? Погрозила обидчику пальчиком и пошла повесилась. Обида и непереносимое чувство стыда толкнуло ее на это. Родители, помните: именно вы должны стать первой психологической помощью, защитой и опорой - для того, чтобы избежать непоправимого.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана - это научное знание, которое позволяет понять природу психики человека-насильника; дает представления об особенностях поведения людей с анальным вектором в развитом и неразвитом состояниях. Эти знания дают возможность вовремя заметить и предупредить опасность. Тренинг помогает избавиться от последствий перенесенных психологических травм и насилия в семье.

Четырехлетней девочки. На месте преступления были задержаны три человека. Один из них — подозреваемый, двое — свидетели.

2 сентября в Волгограде десятилетний мальчик ушел гулять после школьной линейки и пропал. Его тело нашли недалеко от дома в подвале недостроенного гаражного бокса. По подозрению в убийстве . Его задержали в 200 километрах от Волгограда, он шел пешком и обходил полицейские посты.

17 апреля в городе Тогучине в Новосибирской области семилетняя девочка вышла из школы и сообщила родителям по телефону, что идет домой. Однако до дома ребенок так и не дошел. местные жители в пяти километрах от Тогучина. Следствие возбудило уголовное дело об убийстве малолетнего. 18 апреля полицией в изнасиловании и убийстве ребенка.

В ночь на 15 апреля из родильного отделения 1-й городской клинической больницы Смоленска . Ее 18-летняя мать после родов отказалась от ребенка и покинула больницу, но позже заявила, что хотела забрать свою дочь. 15 апреля оперативники нашли девочку в частном доме в деревне Пышково Гагаринского района. Подозреваемая в похищении 17-летняя местная жительница утверждала, что сама была беременна, но у нее произошел выкидыш, что было полностью опровергнуто следствием. Злоумышленнице предъявлено обвинение в совершении преступления, она заключена под стражу.

11 апреля на улице поселка Кокуй Забайкальского края со следами сексуального насилия. Вскоре был задержан подозреваемый мужчина, ранее судимый за преступления против половой неприкосновенности, который признался в убийстве и в изнасиловании ребенка. Подозреваемый сообщил, что 10 апреля он увидел гуляющую в одиночестве девочку. Мужчина схватил ребенка, утащил во двор одного из домов, где изнасиловал и убил. Тело девочки он выкинул на улицу и скрылся.

2 апреля в квартире в городе Находке . Злоумышленник беспрепятственно вошел в квартиру вслед за ребенком, где изнасиловал девочку и скрылся. Возбуждено уголовное дело. По подозрению в совершении преступления был задержан капитан полиции — дежурный изолятора временного содержания "Партизанский", который признался в содеянном, ему предъявлено обвинение.

12 марта в квартире одного из домов по улице Спортивная в Нижнекамске были 35-летней женщины и ее 13-летнего сына с признаками удушения. На теле подростка также были обнаружены следы сексуального насилия. По подозрению в совершении преступления был задержан 32-летний знакомый убитой, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью, кражу и грабеж. Мужчина сознался в совершении преступления. По его словам, в день убийства он находился в гостях у потерпевших и с хозяйкой квартиры распивал спиртные напитки. Ребенок в соседней комнате играл на компьютере. Подозреваемый начал приставать к хозяйке квартиры, между ними завязалась потасовка, в ходе которой он задушил женщину. Сын, услышав крики о помощи, забежал в кухню, схватил нож и попытался защитить мать. Мужчина отнял у мальчика нож, изнасиловал его, после чего задушил.

25 февраля в поселке Почеп Воронежской области 2002 года рождения. Через два часа оперативно-розыскных мероприятий девочка . 1 марта полицией был задержан подозреваемый в похищении ранее судимый 33-летний мужчина. Он признался, что хотел изнасиловать девочку. Оставив похищенного ребенка в машине, злоумышленник сел на такси и поехал в город Лиски к своей подруге, а потом направился в Верхнехавский район, где в селе Правая Хава .

19 февраля восьмилетняя девочка в Уссурийске вечером ушла из школы после тренировки и направилась к автобусной остановке, где должна была встретиться с родителями. Не дождавшиеся ребенка родители заявили о пропаже дочери в полицию. 23 февраля в 15 километрах от Уссурийска, в снегу рядом с дорогой. Был задержан подозреваемый в убийстве девочки, который дал признательные показания.

19 февраля ученица второго класса гимназии города Елабуги утром ушла на занятия. Около 11.00 в овраге неподалеку от школы девочку с признаками сексуального насилия, а также обморожениями и следами побоев обнаружили двое молодых людей. Девочка была Детской республиканской клинической больницы. Следственными органами по данному факту было возбуждено уголовное дело.

7 февраля пятиклассница пропала по дороге на факультативные занятия. Ее сутками позже в овраге на территории садоводства в Шелеховском районе. 18 февраля был задержан житель Ангарска 1965 года рождения, ранее судимый за кражи и разбои. Ему были предъявлены обвинения по статьям "изнасилование" и "убийство". В ходе следственных действий на месте происшествия обвиняемый сознался в убийстве и изнасиловании ребенка.

2 февраля в полицию города Набережные Челны Татарстана поступила информация об исчезновении второклассницы, которая утром ушла на занятия в школу и домой не вернулась. на обочине дороги в 73 километрах от города Набережные Челны в Заинском районе республики. Девочка скончалась от обильной кровопотери от колото-резанного ранения в область грудной клетки. У нее были повреждены легкое и сердце. Кроме того, на ее теле обнаружены многочисленные кровоподтеки и следы сексуального насилия. В убийстве и изнасиловании ребенка признался 30-летний мужчина, уроженец Узбекистана. Ранее он не был судим, жил в Набережных Челнах с 2010 года.

29 января в подвальном помещении дома по улице Дегтярева в городе Ломоносове было . Было возбуждено уголовное дело. По подозрению в убийстве ребенка, совершенном в конце ноября — начале декабря 2012 года, был задержан его отчим, а также мать мальчика, которая не обращалась в полицию, поскольку сожитель ей угрожал. Позднее следствие заявило, что она помогала мужчине поместить тело мальчика в подвал.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости