Что является результатом внимания. Внимание человека — особенности развития

Внимание человека — особенности развития

23.03.2015

Снежана Иванова

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, обеспечивающий сосредоточенность сознания.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Внимание - это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

1. Функция отбора - сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Функция внимания является регуляцией и контролем протекания деятельности.

1. Непроизвольное -- это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)

2. Произвольное - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность).

3. Послепроизвольное - вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

Свойства:

1. Концентрация - степень сосредоточения внимания на объекте:

Высокая; - низкая

2. Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно:

3. Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

Трудное; - легкое

4. Распределение - способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте:

Устойчивое

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

Из множества воздействующих на человека раздражителей до его сознания доходят лишь те из них, которые являются наиболее значимыми, т.е. только часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов. Фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Таким образом, психическая деятельность человека имеет избирательно направленный характер, который составляет сущность внимания.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Функции внимания.
Основные функции внимания - обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём-либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию -контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании , которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании . Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Виды внимания.
Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным , вынужденным , так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным . Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.
Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…
Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).

Основные свойства внимания.
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.
Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.
Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой - объёмом.
Под объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).
Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Внимание — оптимальная организация , проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности. Направленность сознания — отбор существенных для объектов, а сосредоточенность — отвлечение от побочных раздражителей и централизация объекта в . Уровень внимательности — показатель уровня деятельностной организованности сознания.

Внимание как функционирование сознания связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому и достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступает в «роли стратега, т. е. направителя и организатора, руководителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосредственного участия в самой схватке» .

Оно не является самостоятельным психическим процессом. Внимание функционирует ритмично, оно колеблется — работает как бы взрывами, сохраняя силу от одного импульса до другого.

Внимание — это проявление основных характеристик сознания — , т. е. его направленности , и апперцептивности , т. е. зависимости отражения явлений действительности от общего содержания психической организации . «Апперцепция, таким образом, представляется нам как бы накопленным капиталом внимания» . Функционирование сознания более эффективно, когда оно разгружается за счет автоматизации привычных действий.

Наряду с основным раздражителем для оптимального функционирования сознания необходим определенный уровень фоновых возбуждений.

Рис. 1. Колебание внимания. При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает па задний план.

При равнозначности объектов происходит колебание внимания — его флуктуация (рис. 1).

Нейрофизиологические основы внимания .

Физиологическим механизмом организованности сознания является, согласно учению , функционирование очага оптимального возбуждения или «доминанты», по терминологии . При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Внимание связано с врожденным . Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повышением их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.

Виды внимания.

Могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от ) направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли — это непроизвольное внимание . Но основная форма организации психических процессов — произвольное (преднамеренное) внимание . Оно связано с активным вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность — одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное , не требующее постоянных волевых усилий. Различаются также внешненаправленное внимание — выделение значимых объектов во внешней среде и внутринаправленное — выделение идеальных объектов из фонда самой психики.

Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности. (Мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.)

Свойства внимания — это его качества: активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Свойства (качества) внимания и факторы их обусловленности

Свойства внимания системны, они связаны со структурной организацией деятельности человека.

На первоначальном этапе деятельности, при общей ориентации, когда предметы обстановки равнозначны, основной особенностью внимания является широта — равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические процессы становятся более интенсивными , возрастает и объем внимания — количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать на короткий срок одновременно ряд объектов, то окажется, что люди охватывают вниманием четыре-пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.

Направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий называется распределенностью внимания . Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически и концентрировать сознание на наиболее значимых объектах.

Флуктуация внимания . На этом рисунке мы попеременно видим то параллелепипед, то усеченную пирамиду — внимание периодически выдвигает на передний план различные стороны объектов. При равнозначности различных сторон объекта непроизвольное переключение внимания осуществляется с периодичностью в 20 сек.

Концентрация внимания — интенсивность направленности сознания и наиболее значимые объекты внимания. Возможна и непроизвольная переключаемость внимания — его флуктуация.

Качества внимания зависят от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности — силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, а других — трудно переключаемо, недостаточно распределено. Эти особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессиональной деятельности — они диагностируются специальными тестами.

Внимание — это способ организации сознания индивида . Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованиость. Одним из состояний частичной дезорганизоваиности сознания является рассеянность . (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.) Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, под действием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление — нейрофизиологическое истощение. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации (беспорядочном распространении) процесса возбуждения, нарушении дифференцированного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного перенапряжения, так и в условиях «сенсорного голода». Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах .

Организация сознания связана в известной мере и с суточными ритмами уровня бодрствования мозга (максимальный уровень бодрствования достигается через 3 и 10 часов после пробуждения).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

Точность восприятия;

Прочность и избирательность памяти;

Направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания :

Отбор значимых воздействий и игнорирование других;

Сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания :

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания :

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.


Память как психический познавательный Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти :

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти :

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности :

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки :

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью :

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности :

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.