Мусульманская одежда для женщин. Что современные мусульманки носят под паранджой? Создание общеобразовательных мусульманских учреждений


Почему-то в западном мире принято считать, что Ислам – это религия мужчин. Якобы сильная половина человечества априори должна доминировать, а потому места для женщин остается немного или его нет вообще. Такого же мнения, к сожалению, придерживаются некоторые мусульмане, оставляя имена великих мусульманок далеко в тени своих мужей, отцов и братьев. Забывая почему-то, что со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по сегодняшний день истории известны сотни имен выдающихся мусульманок.
Верующих женщин, оставивших яркий след в истории, действительно огромное множество. Это и религиозные, и общественные, и культурные, и даже политические деятели. За всю историю распространения Ислама мусульманки добились многого, а некоторые из них напрочь изменили ход истории. А потому их имена нужно знать и их примеру обязательно нужно следовать.

Жены и сподвижницы Пророка
В доисламские времена женщины в арабском мире не имели практически никаких прав. Их основная задача заключалась в воспроизведении потомства, уходе за мужем и домашних хлопотах. Женщинам не было дано ни права голоса, ни права выбора, ни даже права наследования.
Только с приходом Ислама и четкой формулировкой прав представительницы прекрасной половины человечества смогли реализовать свой потенциал, который долгое время подавлялся мужской несправедливостью. Возможно, именно поэтому первые мусульманки стали настоящим эталоном для нас по сей день.
К примеру, первая жена Пророка (мир ему и благословение) Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая была намного старше своего супруга, отличалась острым умом, хорошими предпринимательскими навыками и обладала исключительными дипломатическими качествами. Она поддерживала Мухаммада в первые годы его пророчества, положив начало распространению Ислама среди женщин.
Далее важно вспомнить еще одну жену Пророка Аишу бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), которая несмотря на свой юный возраст, имела авторитет среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение) как одна из главных передатчиков хадисов, участвовала в принятии решений, разборе сложных религиозных и политических вопросов и в целом имела огромный вес в раннем исламском обществе даже после смерти Пророка Мухаммада.
Хинд бинт Узма – жена курайшитского лидера Абу Суфьяна, теща пророка Мухаммада, который был женат на ее дочери Хабибе, а также мать первого омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфьяна. Сложно было найти более целеустремленную и инициативную женщину. Например, она брала деньги из казны и реализовала бизнес-проекты, чтобы бедные мусульмане находили себе работу. Кроме того, она принимала активное участие в различных сражениях, поднимая боевой дух, помогая раненным на поле битвы.
Еще одну выдающуюся мусульманку звали Любна . Изначально она была рабыней испанского происхождения, но после принятия Ислама и освобождения из рабства она стала одной из самых важных фигур во дворце Омейядов в Кордове. Она была не только личным секретарем халифа Абд ар-Рахмана III и его сына аль-Хакама, но и опытным математиком, а также главой королевской библиотеки, которая насчитывала полмиллиона книг.
Можно бесконечно долго перечислять выдающихся мусульманок периода становления и раннего распространения Ислама. Каждая из этих великих женщин стала для нас примером не только исключительной религиозности и личной активности в различных сферах жизни, но и доказательством того, что женщина может успешно сочетать обязанности в семье и общественную жизнь, преуспевая в обеих сферах.
Современные мусульманки
Следуя примеру успешных женщин в истории, современные мусульманки так же активно реализуют свой потенциал. Сегодня мусульманки не только активные бизнес-леди, общественные и политические деятели, они также занимают высокие посты в государственном управлении, принимают участие в принятии решений на самом высоком уровне. К их мнению прислушиваются, их авторитет уважаем и весом даже в немусульманском обществе.
Первая, кого бы хотелось вспомнить, это Фавзия Юсуф Хаджи Адан (Fawzia Yusuf Haji Adan) – первая премьер-министр, а затем министр иностранных дел Сомали. Выпускница университета Джона Хопкинса в Великобритании и Американского университета в Париже, она вернулась на родину, где начала свою карьеру в качестве дипломата. В 2011 году Фаузия Юсуф основала собственную партию "Nabad, Dimoqraadiyad iyo Barwaaqo" («Мир, демократия и процветание»), с которой стартовала на первых в своей жизни парламентских выборах. К сожалению, партия не была рассмотрена в качестве кандидата из-за пола ее председателя. В ответ на это Адан провела мирную акцию протеста в Харгейсе, но была арестована и содержалась под стражей до тех пор, пока партия не была расформирована ее сторонниками. Тем не менее, несмотря на многочисленные препятствия, Фаузия стала первой женщиной-политиком в стране. Она является активным защитников прав женщин, оказывает помощь и поддержку молодым политикам и общественным деятелям и проводит политику возвращения маленьких мусульманок в школы.


Тавакуль Карман
(Tawakul Karman) из Йемена стала основателем и главой объединения «Женщины-журналисты без цепей», которая занимается поддержкой мусульманок, выбравших журналистику своей профессией. Эта смелая и активная мусульманка всю свою жизнь посвятила продвижению свободы слова в стране, где женщины по сегодняшний день остаются вне общественной жизни. Несмотря на угрозы физической расправы над ней и членами ее семьи, Тавакуль не оставляет свою работу. Ежегодно она готовит отчеты о нарушении прав журналистов в Йемене, организует и принимает активное участие в сидячих забастовках в знак протеста против запрета на рассылку новостных SMS, привлекает внимание международной общественности к проблемам журналистов в этой стране. Сама Карман утверждает, что она не выступает целенаправленно против йеменского правительства, ее целью является справедливость и открытость, а также соблюдение прав всех социальных групп, независимо от пола.


Шахида Фатима
(Shaheeda Fatima) – стала одной из 10 влиятельных женщин-мусульманок в Европе. Она не только одна из самых известных адвокатов Великобритании, но готовится стать первой судьей-мусульманкой в Соединенном Королевстве. По словам Шахиды, решение получать юридическое образование было принято ею после услышанных историй о несправедливости в отношении мусульманок. Она представляет своих единоверцев в суде по семейным, хозяйственным и гражданским делам. Являясь членом Британской Коллегии адвокатов, Шахида Фатима стала одной из инициаторов основания шариатского суда по решению семейных вопросов в Великобритании.


Асмаа Махфуз
(Asmaa Mahfouz) – 26-летняя общественная активистка из Египта. Получив степень в области делового администрирования, она работала в качестве менеджера для одной из крупнейших международных корпораций Египта. В 2008 году она подала в отставку, чтобы сконцентрироваться на политической деятельности. Асмаа Махфуз был одним из соучредителей молодежного движения 6 апреля (the April 6 Youth Movement). Во время переходного периода, главной её целью было повышение осведомленности людей о своих правах. Кроме того, она сделала первое видео с призывом людей выйти на улицы 25 января 2011 года. Сегодня Асмаа Махфуз вынуждена жить вне Египта.


Лилия Мухамедьярова
– казанская татарка из Москвы, которая на сегодняшний день является одной из самых известных мусульманок России. Выпускница факультета журналистики Оренбургского Государственного Университета Лилия организовала активную информационную работу для мусульман и о мусульманах. Ее проекты medina-center.ru и wordyou.ru стали одними из самых популярных исламских информационных ресурсов в русскоязычном интернет-пространстве. Кроме того, Лилия является основателем и главой благотворительного фонда «Солидарность», который занимается помощью малоимущим и сиротам в России и за ее пределами. Именно «Солидарность» приняла самое активное участие в сборе средств для пострадавших от израильских авианалетов в Секторе Газа в августе 2014 года. По самым скромным подсчетам, фонд уже оказал помощь более 6 тысячам нуждающихся.

Малазийка Фузья Саллех (Fuziah Salleh) – один из депутатов Парламента страны. Госпожа Саллех баллотировалась как кандидат от Партии Народной Справедливости (KeADILan) навсеобщих выборах, состоявшихся в марте 2008 года. На сегодняшний день политик кроме всего прочего является начальником бюро по проведению тренингов при Партии Народной Справедливости, членом Высшего Совета партии, Председателем отдела KeADILan в Куантане. Ранее вплоть до мая 2007 года в течение двух сроков она занимала должность начальника женского комитета KeADILan.
Фузья Саллех работает корпоративным тренером и консультантом по обучению сотрудников транснациональных корпораций, корпоративных институтов и неправительственных организаций в области развития человеческих ресурсов и расширения прав и возможностей женщин. Она имеет большой опыт в консультировании различных заинтересованных групп в Великобритании и Малайзии, начиная от молодежи, студентов, семейных пар и женщин, столкнувшихся с насилием в семье.
В середине 90-х годов она была членом государственного правительственного комитета в качестве консультанта, а также несла ответственность за создание добровольного блока консультирования, где стала советником и тренером для добровольцев. Одним из главных ее достижений стала организация приюта для молодых девушек ‘Raudhatus Sakinah’, который работает уже одиннадцатый год.
Причем, важно отметить, что госпожа Саллех достигла всего сама. Уроженка штата Джохор, будущая политик выросла в Паханг, где получила начальное и среднее образование в городе Куантан. Впоследствии она получила стипендию в Соединенном Королевстве, где окончила факультет консультативной психологии в Университете Рединга. После чего получила степень магистра по специальности «Деловое администрирование» (МВА) в Университете Уэльса.
Во время учебы в Великобритании Фузья Саллех возглавляла Общество Молодых Мусульман, членами которого были последователи Ислама разных национальностей. После окончания учебы женщина вернулась в Малайзию, где была направлена в одну из неправительственных организаций как руководитель женского отдела. Госпожа Саллех замужем и воспитывает шестерых детей.

Доктор Абир Аль-Наманкани (Abeer Al-Namankany) не только превосходный дантист, гипнотерапевт и специалист в лечении дантофобии, она еще и обозреватель, писатель и общественный деятель.
Еще во время учебы доктор Аль-Наманкани заслужила сертификат дипломированного преподавателя, который позволил ей обучать аспирантов из университетского колледжа в Истманском Стоматологическом Институте, Лондон.
Кроме всего прочего Аль-Наманкани является членом редколлегии международного журнала мета-анализа и рецензентом Европейской Академии Педиатрии, одним из авторов Европейского журнала ортодонтии и Международного стоматологического журнала. Она является создателем уникальной шкалы дантофобии (ACDAS), а позже получила звание специального научного сотрудника в области изучения самых юных пациентов, проявляющих признаки страха, тревоги, фобии и других поведенческих проблем в стоматологии.
Доктор Абир Аль-Наманкани также является международным председателем и докладчиком на многих конференциях, лауреатом шести высоких клинических и научных наград, среди которых награда Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго, премия Британского общества детской стоматологии (Научно-исследовательская премия), Приз молодого исследователя Медицинской Ассоциации ОАЭ, награда за клинические исследования Университета Уорика в Ковентри. Кроме всего прочего, она также является активным общественным деятелем в области защиты прав детей и женщин-активисток.

Уроженка Туниса и гражданка Франции Мерхезия Лабиди-Маиза (Merhezia Labidi-Maiza) работает официальным переводчиком Международного союза мусульманских ученых (IUMS), а также является членом Европейского Совета Религиозных Лидеров.
Окончив Высший педагогический колледж Туниса по специальности «Английский язык и литература» в 1986 году, уже в 1991 году она получила диплом аспиранта по специальности английская литература в университете Новая Сорбонна в Париже. После этого она стала соучредителем первой женской межконфессиональной группы Франции. В 1996 году госпожа Лабиди-Маиза получила диплом аспиранта специализированных исследований перевода в Сорбонне.
В настоящее время Мерхезия Лабиди-Маиза является официальным переводчиком (английский, арабский, французский языки) Международного союза мусульманских ученых (IUMS). Она также работает координатором Глобальной Сети религиозных женщин (WFGN), сопредседателем общества «Религия за мир» (RFP), соавтором школьных учебников по религиозному образованию в поликультурном обществе и преподавателем исламских наук. Она замужем и воспитывает троих детей.

Госслужащая Альхажа Окунну (Alhaja Okunnu) из Нигерии стала первой женщиной вице-губернатор в стране. Кроме того, она работает педагогом и является одним из основателей Федерации мусульманских женских ассоциаций в Нигерии (FOMWAN) – одной из крупнейших женских организаций страны.
Госпожа Окунну родилась в 1939 году в Лагосе (Нигерия). Там же она получила степень бакалавра в области географии в Университетском Колледже на базе Лондонского Университета. Позже она получила диплом по администрированию в Университете Калифорнии и Королевского института государственного управления в Лондоне.
По возвращении на родину Альхажа Окунну служила в многочисленных и разнообразных институциях как педагог и государственный служащего. Среди её должностей - сотрудник по вопросам образования, главный инспектор образования, директор по финансам и администрации для бюджетного управления. В 1990 году она была назначена заместителем управляющего штата Лагос, а во время реорганизации Нигерии выступила в качестве председателя Временного комитета Республиканской Национальной Конвенции, которая сыграла важную роль в формировании народной демократии Нигерии на то время.
Наряду с работой в сферах образования и государственного управления, госпожа Окунну также является членом нескольких организаций, относящихся к мусульманам и Исламу. Она является членом Национальной Комиссии по вопросам Хаджа, Нигерийского Межрелигиозного Совета (NIREC), и Верховного Совета Нигерии по вопросам Ислама (NSCIA).
За свои достижения и активность, Альхажа Окунну была награждена орденом Федеративной Республики Нигерии (OFR).

Татарка Фанзия Карманова родом их Башкортостана. После замужества переехала в городок Советский Ханты-Мансийского автономного округа, куда мужа отправили по распределению. Женщина всегда отличалась активностью, уверенностью и способностью уверенно идти к поставленной цели. Именно поэтому старейшины городка поручили ей одно из самых важных и ответственных заданий – строительство мечети. Фанзия-ханум охотно взялась за выполнение поручения, она буквально поселилась на стройке, оформляя землю, обивая пороги всевозможных организаций в поисках средств. Для того, чтобы быть более мобильной, мусульманка получила права в 55 лет и начала управлять автомобилем. В результате всех ей стараний и усердий, мечеть была построена в достаточно короткие сроки, что для северного региона весьма удивительно. Сегодня Фанзия-ханум говорит, что хочет «полностью посвятить себя Аллаху и воспитанию своих внучек в духе Ислама, как когда-то мои бабушки прививали мне любовь к нашей религии.» И глядя на эту сильную уверенную женщину нет ни тени сомнений, что она воспитает прекрасных мусульманок.


Амель Азуза
(Amel Azouz) их Туниса стала одной из первых женщин членов исламской партии «Ан-Нахда». На сегодняшний день возглавляет женское крыло партии и работает преподавателем английского языка. Она выпускница факультета искусства в Гуманитарном институте Сусса (Sciences Humaines, Sousse). Защитила диссертацию на тему «Память, скорбь и повествование в художественных произведениях Майкла Ондатжеа». После чего начала работать как преподаватель английского языка в Высшем Лингвистическом институте. Будучи студентом, в Тунисе, она была членом Исламского движения и Всеобщего союза студентов Туниса (UGTE). После чего вступила в исламскую партию «Ан Нахда» и в самое короткое время добилась невероятных успехов.

Палестинка Халуд Аль-Факих (Kholoud Al-Faqih) стала всемирно известной в 2009 году как первая женщина судья Шариатского суда в Рамалле. В 1999 году судья Аль-Факих с отличием окончила факультет юриспруденции в университете Иерусалима, где она получила степень магистра частного права в 2005 году. После окончания учёбы в 2001 году она получила лицензию на занятие адвокатской деятельностью и работала юристом в Женском центре правовой помощи и консультирования – организации, оказывающей помощь женщинам, столкнувшимся с домашним насилием. Там же она приобрела огромный опыт судебной работы. В 2008 году она прошла два конкурсных судебных экзамена в Рамалле, превосходя своих конкурентов в знаниях исламского права. Уже спустя год, она была назначена на должность судьи Шариатского суда Рамаллы.
В 2012 году журнал CEO Middle East назвал судью Аль-Факих десятой из 100 самых влиятельных арабских женщин в мире.

Айшенур Бильги Солак
(Aysenur Bilgi Solak) – одна из самых известных политиков и социологов в Турции. Её активна политическая деятельность началась с членства в Партии Справедливости и Развития, которая является правящей в стране с 2001 года. В настоящее время госпожа Солак работает заместителем председателя стамбульского звена партии. Она занимается связями с общественностью и так же является официальным спикером партии. Помимо своей политической карьеры, она пишет о модернизации в контексте истории Турции и женского вопроса в Турции. Она также является известным гражданским активистом и сотрудничает со многими различными НПО. Получив среднее образование в Инсбруке в Австрии, она поступила религиозной лицей имама Хатипа в Стамбуле. После чего Айшенур изучала социологию, политику и международные отношения в университете Bogazici (Босфор) в Турции.

Гражданка Великобритании Фаиза Ваид (Faeeza Vaid) координирует Женскую Мусульманскую Сеть (the Muslim Women’s Network) и возглавляет благотворительную организацию «От сестры к сетре» (Sister 2 Sister). Женская Мусульманская Сеть в первую очередь призвана обеспечить связь между мусульманскими женщинами в Великобритании и британским правительством для того, чтобы гарантировать, женщинам мусульманкам право участия в национальной политике и процессах принятия решений, имеющих отношение к жизни мусульман в стране.
Будучи родом из Южной Африки, Фаиза Ваид живёт в Бирмингеме последние 15 лет. После получения научной степени в Университете Лестера в Великобритания в 2005 году, она с отличием защитила диплом в области религиоведения в Университете Кейптауна. Она в настоящее время получает степень магистра права в области социально-правовых исследований в Университете Уорика (Великобритания). Тема её диссертации: «Понятие власти в мусульманском обществе и пример мусульманских женских движений в Великобритании, проблема статус-кво».

Крымская татарка Мавиле Халилова окончила Национальный Таврический университет и свою профессиональную карьеру начинала корреспондентом телеканала ATR. Работая в редакции, Мавиле в короткие сроки смогла стать сначала выпускающим редактором отдела новостей, а потом и заместителем программного директора телеканала. В её обязанности входит не только координировать съёмочный процесс и работу редакции, но и принимать серьёзные решения на уровне дирекции телеканала. Несмотря на свой юный возраст, Мавиле Халил пользуется уважением коллег и доверием руководства ATR. Сложно ошибиться, назвав ей самой известной журналисткой Крыма.

Социолог и активист в области прав человека Фавзия Альхани (Fawziah Alhani) из Саудовской Аравии родилась в 1961 году. Она имеет степень бакалавра социологии университета Абдулазиз в Джидде. Госпоа Альхани принимала участие в нескольких семинарах по правам человека. Она также принимала участие в многочисленных национальных и международных конференциях, в том числе Первом Форуме Центра женских исследований в Университете Кувейта (2011), конференции Женщины и культура мира на Ближнем Востоке (Кипр, 2010), и третьей ежегодной встречи Сети арабской толерантности (Бейрут, 2011). Фавзия Альхани является основателем и генеральный координатором Национальной Кампании, которая в настоящее время работает в направлении достижения полного участия женщин муниципальных выборах. Кроме того, она является основателем и директором Центра Грасс Аль Хайр, работа которого направлена на социальное развитие и расширение прав и возможностей женщин.

Фавзия Альхани слева (в белом платке)

Все упомянутые выше мусульманки при всей своей активности в обществе, прежде всего, являются заботливыми женами и любящими матерями. Каждая из них подарила жизнь и дает хорошее воспитание новому поколению искренних и активных мусульман. Каждая из них остается верна принципам и нормам религии.

Пример этих женщин в очередной раз доказывает, что, несмотря на все существующие стереотипы о мусульманках как об угнетенных и лишенных прав, женщина в Исламе иной раз занимает гораздо более активную и значимую позицию, чем мужчина, оставаясь при этом в гармонии с собой, своей семьей и окружающим миром.

Именно поэтому так важно знать о наших сестрах по вере, следовать их примеру, становиться лучше день ото дня. Именно так мы можем стать той Уммой, которой мог бы гордиться пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: ислам предписал ей исполнение обязанности перед Богом, ее мужем, детьми, другими членами семьи, ее окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект ее жизни Аллах Всевышний вырисовал в прекраснейшем порядке. Она - любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, помощница и советчица.

Одним из наиболее важных прав, которые ислам предоставил женщине, было право на образование.

Во времена раннего ислама женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Аиша, жена Пророка (СААВ), (да будет доволен ею Аллах), по праву считается одной из авторитетнейших источников исламских знаний, она передала две тысячи двести десять хадисов.

Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась обширными познаниями в поэзии, литературе, истории, медицине, и в других отраслях науки того времени.
Имам аз-Зухри сказал: "Если собрать знания Аиши (и сравнить их) со знанием всех женщин, то знание Аиши оказалось бы более достойным". Сподвижники Пророка (СААС) говорили: "Когда нам был неясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу". Сама Аиша не рожала детей, но известна как одна из "матерей правоверных" -почетное звание, которого удостоены жены Пророка(СААС).

Как-то раз известных шейх посетил одну мусульманскую страну. Его сопровождали местные мусульмане, и они проезжали мимо медресе. Он спросил: «А кто учится в этих заведениях?» Ему ответили: «Мальчики». «А есть ли школы для девочек?» «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!» «Постойте!» -сказал шейх,-«Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали…) - Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам! И когда Пророк (СААС) сказал нам: «Знание – это Фард (является обязательным)», то он имел в виду всех мусульман, включая и женщин!»

Мусульманки- ученые
Мы уже упоминали выше об Аише, жене Пророка (СААС), (да будет доволен ею Аллах) как о передатчице целого ряда хадисов.
Согласно Шалаби, последователю Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), Имам Шафи’и также учился у нее, когда он уже достиг известности. Карима бин Ахмед бин Армуази, передатчица и переводчица сборника хадисов «Сахих Бухари» говорит, что одним из её учеников был Аль Хатиб аль Багдади. Также Ибн Асакир, известный передатчик хадисов, насчитывал 80 женщин в качестве высоко почитаемых ученых. Имам Ас-Суюти высоко ценил некоторых женщин как крупных ученых своего времени, обращаясь к ним и ставя выше себя в знаниях хадисов и тафсира. Фатима бин Малик ибн Анас была известной студенткой Аль Муитты. Этот список можно продолжать до бесконечности – список женщин, которые внесли свой вклад в ислам.

Какой бы ни была роль мусульманки- жены, матери, или деловой женщины, работающей вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям - это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам пророк Мухаммад (СААС) уделял свое время их обучению, поощрял их стремление к получению знаний. В одном из своих изречений посланник Аллаха (СААС) сказал: "Образование - это обязанность каждого мусульманина и мусульманки ". Из истории мы знаем, что мусульманки в знаниях не уступали мужчинам.

А кто воспитывает мужчин? Женщина. "Будущее нации - в руках матерей", - говорил Бальзак. Один поэт сказал: «Мать-это школа, которая готовит к жизни благородный народ». Невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребенку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые говорят: учишь мужчину - учишь одного человека, учишь женщину - учишь нацию.

Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не надо понимать их, как идентичные). В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что ислам еще 1400 лет назад предоставил женщине такие права и привилегии, которыми она никогда не пользовалась ни при какой иной религиозной или конституционной системе. Так, в соответствии с римским, и даже английским правом, вплоть до конца 19 века женщине не дозволялось владеть и распоряжаться своей собственностью. После замужества все ее имущество переходило в пользование мужа. Даже обретения права на обучение и свободу работы ей пришлось добиваться столетиями.

Итак, современная мусульманка должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам, детям и другим, окружающим ее женщинам, причем не обязательно только мусульманкам.

В последние годы религиозные деятели часто говорят о необходимости возрождения традиционного ислама, под которым одни понимают религию времён Пророка Мухаммада (с.г.в.) и праведных халифов, другие - то же самое, но с учётом национальных традиций мусульманских народов.

С момента окончания эпохи Праведного халифата прошло без малого 1400 лет. За это время в мире многое изменилось, в связи с чем возникает вопрос о том, возможно ли подстроить исламские нормы под реалии современного общества?

14-вековой исторический период привнёс в наш мир много нового. Масса достижений современности потребовала тщательного изучения мусульманскими богословами для вынесения о дозволенности или запретности того или иного предмета либо явления.

Кроме того, глобализация привнесла в сознание верующих и некоторые размышления о пересмотре базовых принципов ислама. Подобная тенденция получила широкое распространение в тех странах, где весьма популярны демократические ценности. В связи с этим многие молодые мусульмане попадают в ситуации, когда исламские каноны вступают в противоречие с либеральными нормами.

Сегодня среди наших братьев по вере, проживающих на Западе, набрала популярность идея так называемого современного (или либерального) ислама, который рассматривается как компромисс между строгими религиозными канонами и ценностями демократического общества.

Истоки современного ислама

Считается, что зачатки современного ислама появились в Турции в эпоху правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который взял курс на либерализацию в государстве, и религиозная сфера не стала исключением. В частности, при первом президенте Турецкой республики в стране был упразднён титул халифа, который считался неотъемлемым атрибутом мусульманского мира и служил связующим звеном между исламом и обществом.

Кроме того, Ататюрк ликвидировал должность шейхуль-ислама - главного мусульманского улема страны, а также закрыл многие медресе и приходские школы, казыятские суды (суды, руководствующиеся исламским правом - прим. Islam . Global ) и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения.

Основные положения либерального ислама

Исламские либералы ставят под сомнение обязательность соблюдения некоторых исламских канонов. Причина тому - в укладе жизни демократического общества, который, по их мнению, не позволяет мусульманам в полной мере придерживаться всех шариатских предписаний.

Ярчайшим примером служит вопрос обязательности ношения хиджаба женщинами-мусульманками. Представители современного ислама утверждают, что ношение традиционного хиджаба, прикрывающего всё тело за исключением овала лица и кистей рук, может быть не обязательным в ряде случаев. Например, в местностях, где мусульмане составляют меньшинство, а доминирует западная или иная другая культура.

Как считают «современные» мусульмане, в либеральном обществе мусульманкам не следует носить традиционный хиджаб, так как в таком одеянии женщины выделяются из толпы и тем самым притягивают к себе лишние взгляды. Хотя основное предназначение хиджаба прямо противоположное - подчеркнуть скромность девушки. В таких ситуациях, как правило, мусульманское одеяние заменяют косынкой или платком, который покрывает не всю, а бо льшую часть головы, оставляя открытыми передние волосы.

Кроме того, представители либерального ислама выступают за установление демократических режимов и всеобщее распространение западной культуры в арабских странах. Также они считают, что совершение намаза дозволено не в строго определённые часы, как того требуют традиционалисты, а в любое удобное для человека время.

К тому же отношения до брака, включая встречи тет-а-тет, прикосновения друг к другу и даже поцелуи, считаются у «современных» мусульман вполне нормальным явлением, в то время как традиционалисты причисляют всё это к прелюбодеянию.

В качестве аргументации своей позиции мусульмане-либералы приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.) о нежелательности проявления . Один из таких хадисов звучит следующим образом: «Опасайтесь излишеств в религии, так как тех, кто жил ранее, погубило именно излишество в религии» (хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения» (аль-Бухари).

Данные хадисы, уверены сторонники «современного ислама», служат наставлением Посланника Аллаха (с.г.в.) к соблюдению умеренности в исламе, которая трактуется ими как необходимость упрощения жизни для мусульман, включая верующих, проживающих в немусульманском мире. А потому в подстраивании исламских канонов под господствующие в современном мире ценности либерализма нет ничего зазорного.

На взгляд мусульман-либералов, верующие, которые проживают в неисламских странах, находятся в состоянии договора с иноверцами, так как они проживают с ними в одном обществе. В связи с этим правоверные обязаны соблюдать местные правила и нормы, чтить местную культуру и обычаи, так как всё это является частью договора. Ведь в Священном Коране Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам...» (5:1)

Доводы «консерваторов от ислама»

Идеология «облегчённого» ислама нередко подвергается критике со стороны представителей традиционного, которые обвиняют оппонентов в искажении религии Аллаха. В частности, мусульмане-консерваторы характеризуют «современный ислам» как заблуждение, созданное западным миром с целью сбить с истинного пути как можно больше людей.

При этом традиционалисты подвергают критике отдельные положения своих либерально настроенных единоверцев, которые противоречат многим хадисам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и мнению великих богословов. Дескать, хадисы, приводимые представителями современного ислама, трактуются ими в свою пользу, и на самом деле Посланник Всевышнего (с.г.в) имел ввиду совершенно иное. Как утверждают традиционалисты, базовые положения исламской религии, включая обязательность совершения намаза в определённое время и ношение хиджаба, непоколебимы, а значит, их соблюдение является обязательным.

Таким образом, современный ислам стал своеобразным вариантом «религии компромисса» между исламскими канонами и ценностями либерализма. Однако в случаях противоречия между двумя системами приоритет отдаётся, как правило, либеральной составляющей. Подобный подход стал своего рода выходом из двойственного положения (жить по светским законам или по Шариату) для мусульман, проживающих в большинстве стран мира, включая Россию. Современный ислам призывает правоверных чтить и уважать культуру региона своего проживания, а не противиться ей.

Какая она, современная мусульманка ?

Испокон веков сложилось так, что роли мужчины и женщины в обществе были строго разграничены. При этом, если перед мужчиной открывался целый горизонт возможностей реализовать себя в этом мире, то женским призванием было лишь создание и сохранение семейного очага, рождение и воспитание детей. Современная жизнь постепенно вносит свои коррективы в эти устоявшиеся взгляды. Перед женщиной теперь стоят и другие, не менее важные задачи, которые выходят уже далеко за рамки домашнего очага. Это также справедливо и по отношению к женщинам-мусульманкам.

Согласитесь, что суметь соблюсти тонкую грань между требованиями религии и открывающимися навстречу возможностями жить интересной, насыщенной жизнью – задача не из легких, но наши современницы-мусульманки очень хорошо с этим справляются.

Прежде всего, это касается образования. Все мы понимаем, что именно образование – первая ступенька к самореализации в обществе. Если раньше образование мусульманских девочек и девушек подразумевало лишь получение самых элементарных знаний по чтению, письму и счету, то сегодня перед мусульманками открыты двери самых престижных университетов всего мира. Наши сестры по вере получают высшее образование, выбирают себе , осваивают различные специальности. Также они занимаются активной трудовой деятельностью.

Современные мусульманки не живут обособленной жизнью – они умеют гармонично влиться в общество, не потеряв осознания того, что они выбрали ислам своей религией. Они не выделяются в толпе своими черными покрывалами – ведь так они еще больше привлекут к себе внимание окружающих, и могут даже порой произвести на них устрашающее впечатление. Ведь одним из постулатов ислама для женщины является то, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, когда находишься вне дома. Поэтому среди обычных городских жителей, привыкших одеваться по-разному, нужно уметь не оказаться «белой» вороной, вернее даже сказать – «черной». – черные одежды, которые словно колокол окутывают фигуру женщины с головы до ног, при этом полностью закрывая лицо, будут, конечно же, неуместны. Женщины-мусульманки умеют красиво одеваться, следуя утонченному вкусу и веяниям моды.


Красиво повязанные платки, длинные платья и юбки всех цветов радуги, свободные туники с брюками, легкий неброский макияж – вот образ современной мусульманки .

Современные мусульманки умеют одеваться стильно, модно и красиво, чувствуя и соблюдая грань между дозволенным и запретным. Например, ни для кого не будет удивительным даже тот факт, что мусульманка носит джинсы. Но тут есть свои тонкости. Обычно подразумеваются две крайности – либо обтягивающие джинсы на девушке с безупречными формами, либо некрасиво сидящие сзади джинсы на бесформенной барышне.

Мусульманка же наденет джинсы и обязательно сверху будет длиной до середины бедра, колен или даже чуть ниже. Это и есть главный гимн красоте – уметь подчеркнуть свою женственность, и при этом не выглядеть вульгарно и вызывающе, как большинство современных жительниц мегаполисов и городов. Современные мусульманки следят за новинками исламской моды – предлагают широкий выбор нарядов и аксессуаров на каждый день и для особых случаев.

Современные мусульманки знают каким должен быть и как нужно краситься перед мужем, родственниками и вне дома. Все знают о вреде современной косметики на кожу и на здоровье человека. Благо появился большой выбор халяльной косметики, которая состоит только из натуральных ингредиентов и соответствует шариату не являясь запретной для мусульман. Именно такой и пользуются современные мусульманки.

Нурди Нухажиев, Уполномоченный по правам человека в ЧР

Миропонимание в исламе и его ценности представляют собой исламскую цивилизацию. У этой цивилизации есть свои, четко сформулированные, принципы положения женщин в обществе, в семье. Однако когда мы говорим о положении мусульманки в современном мире, считаю необходимым еще раз вспомнить о том, как формировалось само отношение к исламу.

Еще на заре знакомства западного мира с исламом он представлялся ему в негативном свете, и поэтому по нынешний день на Западе существует устойчивое представление о мусульманке как об угнетенном, не имеющем никаких прав, забитом существе.

К примеру, английский ученый Уильям Монтгомери отмечал, что исламоведа поражает тот путь, который формировал в средневековой Европе (до сих пор продолжающий витать над европейской общественностью) искаженный образ ислама.

К сожалению, стереотипы об исламе, в частности, об отношении мусульман к женщине, все еще крепко сидят в сознании, в том числе, и большей части российской интеллигенции, не говоря уже о рядовых жителях России. Так же многие регионы, где преобладает мусульманское население, дают поводы, чтобы вышеприведённое представление о мусульманке сохранялось в умах многих людей, в том числе и самих мусульман.

А какое же место на самом деле отводит женщине ислам?

Приветствуя и поощряя активное участие женщины в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества, ислам в то же время отводит ей главную роль в жизни семьи. Такой взгляд исходит из физиологической, психической, эмоциональной природы женщины. Кстати, в этом плане авраамические религии не имеют принципиальных разногласий. И еще, когда говорят об исламском обществе и, в частности, о положении женщин в этих обществах, надо иметь в виду, что подавляющее большинство мусульманских стран недавно, по историческим меркам, освободились от колониализма.

Как показывает опыт, и это освобождение во многом условно. Именно поэтому мусульманские общества еще не раскрыли свой потенциал, они все еще нарабатывают опыт. А о том, что исламская цивилизация может дать очень многое в копилку общечеловеческого развития, красноречиво свидетельствует ее «золотой век». Найти золотую середину как в личной, так и в социальной жизни общества – вот главная задача женщины-мусульманки в современном мире.

В каких условиях начиналось и закончилось формирование чеченской ценностной шкалы, и какое место в ней отводилось женщине? Не углубляясь в рассуждения, приведу слова одного из самых высокочтимых людей в Чечне и Дагестане – чеченского философа, религиозного деятеля 19 века, устаза (Учителя) Кунта-Хаджи Кишиева. Он наставлял своих учеников (мюридов) относиться к женщине как к святой. Учитывая, что в Чечне наставления Кунта-Хаджи Кишиева и сегодня чтут как нравственный ориентир, я имею полное право утверждать, что уважение к женщине в чеченском обществе было самое высокое, хотя в последние годы такое отношение претерпело некоторую деформацию. Но, как отмечает кандидат философских наук Барет Нанаева, женщина и сегодня в чеченском обществе, несмотря на некоторые ограничения, занимает более достойное место в обществе, чем в ряде других регионов мусульманского мира. Отмечу сразу: именно ценностная шкала народа показывает истинное отношение к женщине в обществе. На формирование ценностной системы чеченского народа большое влияние оказала форма ислама, которая утвердилась в Чечне.

С моей точки зрения, решающее влияние на этот процесс оказали два фактора.

Первый – в Чечне в конечном счете утверждается суфийский ислам, который проник к нам в начале 15 века, после того как он был запрещен и преследовался в Османской империи. Суфийская форма ислама отличается терпимостью, стремлением к совершенству, отвергает всякое насилие над любым живым существом и неживой природой. С этого времени чеченцы начинают перерабатывать свое обычное право через призму нравственных ценностей суфизма.

Второй фактор: чеченцы примерно в то же время начинают длительную и упорную борьбу и, в результате, свергают сословное иерархическое общественное устройство и устанавливают на своей этнической территории демократическое правление (по сути дела – республику). Подчеркну, что в то же время у соседних с нами народов окончательно складываются общества с социальным неравенством, в которых, в отличие от чеченского общества, отношение к женщине определялось ее социальным положением. Именно ценностная система, сложившаяся на базе этих двух факторов, сделала своеобразным и специфичным отношение к женщине в чеченском обществе. Оно разительно отличалось от отношения к женщине у других народов Кавказа. Этот факт отмечали многие ученые, писатели, путешественники.

Так, грузинский писатель и этнограф Александр Казбеги, прекрасно знавший культуру кавказских народов, писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она непристойности…»

А вот что писал русский военный писатель, генерал, участник Кавказской войны Мелентий Ольшевский: «Вообще нужно сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у соседей». Ему вторил его современник – знаменитый имам Шамиль, аварец по национальности. Он отмечал: «… женщина у них (у чеченцев) какая-то святая, неприкосновенная. Ее нельзя оскорбить и унизить ни словом, ни делом». Наш современник, чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев отмечает: «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, но у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение». Отличие воспитательной системы чеченцев от их кавказских соседей отмечали Пушкин и Лермонтов. Стоит только вспомнить их поэмы «Тазит» и «Мцыри».

Приведу еще один красноречивый факт, который не оставляет никаких сомнений в том, что женщине в чеченском обществе отводилось, наравне с мужчинами, достойное место.

Как отмечает тот же Хасиев, который является большим авторитетом в области этнографии Кавказа, в ценностной шкале чеченцев человек является венцом природы, представителем Всевышнего на земле, и поэтому в традиционной чеченской культуре мужчина и женщина являются равновеликими и равнозначными. Думаю, нужно отметить и следующий факт: другие мусульманские народы и даже народы других вероисповеданий, живя среди чеченцев, во многом переняли чеченское отношение к женщине. Чеченская ценностная шкала в наш технологический и информационный век, естественно, начала меняться. Активное участие женщины в общественной, экономической жизни, конечно же, надо приветствовать и поощрять. Сегодня равноправное положение женщины во многих вопросах общественной и личной жизни в Чеченской Республике стало реальностью. Повторюсь, иногда говорят, что женщины в Чечне в чем-то ущемлены, но мы с таким утверждением категорически не согласны. Такое, в кавычках, ущемление, как выше отмечалось, обусловлено природными, физиологическими, психологическими и другими данными женщины. Следует отметить, что за последние 25 лет женщина в Чечне была вынуждена брать на себя не свойственные ей функции. И это не могло пройти бесследно. Социальные роли мужчин и женщин подвергались переоценке. Но этот процесс, как отмечают ученые, еще не достиг точки невозврата.

Общественная мораль в Чечне и сегодня требует соблюдения ментальных установок в отношении роли мужчин и женщин.

Особенно строга мораль в сельской местности, где проживает большинство чеченского населения. Такое состояние объясняется социально-политическими и экономическими условиями. И улучшение этих условий естественным образом будет способствовать выравниванию социальных ролей мужчин и женщин.

Жизнь существует только в развитии, и поэтому понятно, что с ростом материальной и духовной культуры будет изменяться жизнь женщин в чеченском обществе. Вместе с тем, необходимость сохранения семейных ценностей требует повышения роли женщины в функционировании семьи. Как пишет упомянутая выше Нанаева, «в сочетании архаичных традиций и современной цивилизованной жизни состоит ключ к преодолению кризиса, … без надежной опоры на прошлое у общества нет настоящего, тем более, будущего. Язык и нравственные традиции – «золотой фонд» нации. Его нельзя изменять, и ему нельзя изменять».

Чеченское общество консервативно по своей природе. Но это не застойный консерватизм, в том числе и по отношению к женщине, а, как отмечал Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос французского журналиста, «консерватизм, нацеленный на развитие». В настоящее время в Чеченской Республике в сфере культуры, образования, медицины работает около 50 % женщин. Доля женщин в местных органах власти составляет около 10 %. Они заняты в бизнесе. В нашей республике предприняты системные меры, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. С повышением уровня жизни женщина будет все шире представлена в общественной и экономической жизни чеченского общества. Здесь нет никаких споров.

Вопрос в том, чтобы при этом женщина не потеряла той роли, которая определена ей природой.