Правополушарные люди, или левши. Правополушарное мышление: значение и упражнения для развития Правополушарное мышление особенности

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса.
Б. Белый

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для ниххарактерны пропуски, описки.

Причины школьных неврозов в младшем школьном возрасте.

Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Родители, воспитывая ребенка, часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получают, бывает, полностью противоположную.

В младшем школьном возрасте у детей могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.

Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат - постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Таким образом, создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.

Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.

Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.

Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Родителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть место под солнцем: лево-, право - и равнополушарным детям.

Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной" грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

13. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей деятельности.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

Мозг человека неспроста разделен на два полушария: левое и правое.

Каждое полушарие выполняет свои функции, отвечает за развитие и функционирование тех или иных способностей и систем организма.

Левое полушарие мозга отвечает за правую половину тела, а правое полушарие мозга – за левую.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное соответственно.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга:

  • Смешанный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий;
  • Доминирование левого полушария (словесно-логический мышление, склонность к абстрагированию и обобщению);
  • Доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

Правополушарные люди
Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

Наиболее подходящие методы проверки для правополушарных детей: закрытые вопросы, требующие развернутого ответа, устный опрос, задания с четким ограничение времени на их выполнение.

Особенности правополушарного интеллекта.

1) Образное, чувственно-эмоциональное, опосредованное мышление;

2) Творческое мышление;

3) Синтез;

4) Хорошая ориентация в пространстве.

Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.

Лвополушарные люди

Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
Наиболее подходящие методы проверки для левополушарных детей: задачи, письменные опросы, отсутствие четких сроков выполнения, вопросы, требующие выбрать один из предложенных вариантов готовых ответов.

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Интеллект речевой;

2) Логика, аналитика;

3) Стремление выявлять причинно-следственные связи;

4) Сильная воля, хорошие адаптивные механизмы;

5) Мыслит схемами, символами.

Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены.

Типы учеников по М.Гриндеру.

Правополушарные

Левополушарные
Преуспевает в чтении, алгебре, языке

Преуспевает в геометрии

Любит информацию в письменной форме

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций

Любит проверять работу

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор

Использует интуицию

Фокусирован вовнутрь

Фокусирован во внешнее

Анализирует от части к целому

Анализирует от целого к части

Предпочитает сначала чтение, потом фильм

Любит смотреть фильм до чтения книги

Сосредоточен

Отвлекается

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании

Видит символы (слова, буквы)

Видит конкретные объекты

Определяем ведущее полушарие человека

Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите 10 пар двухзначных чисе в два столбика. Причем первое число в паре обязательно должно быть больше второго числа в паре. Сложите числа первого столбика (n1), затем сложите числа второго столбика (n2). Далее разделите n1 на n2, полученный коэффициент обозначьте K.

Результат:

K = 1 – 1,2 – выраженный аналитик;

K = 1,2 – 1,5 – аналитик, ближе к синтетику;

K = 1,5 – 1,8 – синтетик;

K = более 1,8 – ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе;

K = менее 1 – ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.

Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.

Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.

Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:

  • Фантазирование;
  • Составление загадок, скороговорок, сочинений;
  • Написание сказок;
  • Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);
  • Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);
  • Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);
  • Метод описания;
  • Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);
  • Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);
  • Прием синтеза (Выводы после наблюдений);
  • Метод проб и ошибок;
  • Проблемные вопросы;
  • Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);
  • Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);
  • Метод ассоциации.

Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?

Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.

Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей детей – это и есть основная задача учителей и специалистов социально-психологической службы школы.

Эмоциональное и физическое развитие левополушарных и правополушарных детей имеет ряд отличий. Всем известно, что левое и правое полушарие мозга ребенка и взрослого отвечают за разные психические процессы, в науке о душе даже существует такое понятие, как «межполушарная асимметрия». Принципиальной разнице в развитии детей каждого типа и посвящен этот материал.

Дети с развитым левым или правым полушарием мозга

Все люди делятся на три типа: с преимущественно развитой правой частью головного мозга, левой частью и относительно равным развитием обеих частей.

Такие особенности нашего мозга являются врожденными, а не приобретенными, поэтому их обязательно надо учитывать в процессе воспитания и обучения детей. В зависимости от того, в каких условиях растет ребенок (микроклимат в семье, предпочитаемые игры, развивающие и учебные занятия), функциональные центры его головного мозга, отвечающие за различные виды деятельности, развиваются в разной степени. Это отразится на его способностях и на том, чем он будет заниматься во взрослой жизни.

Дети с неравномерно развитыми полушариями головного мозга бывают правополушарные и левополушарные.

Ученые пришли к выводу, что такое различие право- и левополушарных детей в значительной степени определяет их способности и склонности, а также успехи в каком-либо виде деятельности.

Физическое развитие лево- и правополушарных детей тоже имеет ряд отличий. Отмечено, что больше склонны к занятиям спортом дети с развитым правым полушарием. Они осознанно хотят заниматься спортом, выполнение однотипных физических действий не вызывает у них никакого протеста. Правополушарных детей занятия спортом в большинстве случаев не привлекают в силу склада их ума, спортивной секции они предпочитают танцевальную студию. Хотя при желании они также смогут достичь хорошей спортивной формы. Но при выборе занятий для своего ребенка родителям следует помнить, что у левополушарного гораздо больше шансов достичь высот в спорте, а у правополушарного - в творчестве и искусстве.

Особенности развития левополушарных детей

Те дети, у которых больше развито левое полушарие, значительно легче могут усваивать информацию словесно-логического характера (запоминать и повторять мысли и суждения), они хорошо обучаются иностранным языкам. Речь у них грамотная и развитая. Также в умственной деятельности они склонны к обобщению и абстракции.

Если у ребенка больше развито левое полушарие, он легче усваивает логическую информацию. При общении с другими людьми для таких детей очень важно соблюдать правила, давать оценки своим и чужим суждениям.

Они, как правило, легче усваивают новый материал на уроке, если учитель преподносит его в логически выстроенной форме. Левополушарный ребенок довольно легко оперирует символами и условными обозначениями, поэтому достигаюет значительных успехов в точных науках - математике, физике и пр. Такие дети отличаются хорошей памятью - могут с легкостью запомнить с первого раза новое определение, понятие или отрывок из незнакомого текста.

Также они предпочитают составлять план своих действий и стараются никогда от него не отступать.

Основные характеристики левополушарных детей следующие:

  • логический характер познавательной деятельности;
  • склонность к обобщениям в суждениях;
  • восприятие любого материала с точки зрения логики;
  • руководство в поведении и поступках исключительно разумом, а не чувствами;
  • на уроках русского языка выбор делается в пользу диктанта, а не сочинения;
  • неспособность и нежелание к яркому проявлению чувств.

Особенности развития правополушарного ребенка

Дети с развитым правым полушарием головного мозга склонны, как правило, к конкретно-образному (художественному) мышлению, отличаются весьма развитым воображением.

Правополушарные дети очень быстро схватывают противоречивые, на первый взгляд, понятия, они воспринимают их бессознательно, так как у них более развиты чувства и интуиция, чем у левополушарных детей.

Их речь эмоциональна, дополняется жестами и голосовыми интонациями. Они не стесняются проявлять свои чувства и эмоции.

Дети такого склада ума - прирожденные гуманитарии, предпочитают творческую деятельность и в дальнейшей жизни выбирают профессию, также связанную с творчеством. Из них получаются хорошие аналитики.

Основными особенностями правополушарных детей являются:

  • склонность к образному мышлению;
  • развитое воображение;
  • способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации - например, они видят написанный учителем текст на доске, могут его переписать, слыша и воспринимая при этом его устный комментарий;
  • на уроках русского языка выбор делается в пользу сочинения, а не диктанта;
  • открытость и непосредственность в выражении своих чувств;
  • общительность.

При решении какой-либо задачи на уроке дети с развитым правым полушарием хорошо делают это только в том случае, если задача рассматривается на примере бытовых предметов. Что же касается левополушарных, то они, прежде всего, ищут в каждой задаче логику и условные обозначения.

Ученые пришли к выводу, что созревание правого полушария головного мозга происходит у детей более быстрыми темпами, чем левого. Кроме того, педагоги и психологи утверждают, что примерно до 9 лет у любого ребенка больше развито правое полушарие.

В основном правополушарное развитие ребенка характерно для девочек. Развитость правого полушария у них определяется уже к 5 годам. Что же касается мальчиков, то до 7-8 лет у них активными являются оба полушария. Взрослея, они в большинстве своем становятся левополушарными.

Как развивать лево- и правополушарных детей

Задача родителей и педагогов - способствовать гармоничному развитию детей. Для этого необходимо развивать не только имеющиеся у них от природы способности, но и подбирать игры и задания, способствующие проявлению активности обеих частей головного мозга - и правой, и левой.

Замечено, что если у родителей и ребенка наблюдается несовпадение полушарности, это порой вызывает непонимание и конфликты между ними. Можно отметить проблемы в семьях, где, например, мать и отец левополушарные, а ребенок от природы обладает более развитым правым полушарием головного мозга.

В этих случаях конфликты случаются очень часто из-за того, что родители хотят, чтобы ребенок пошел по их стопам, стал преемником их профессии, например, связанной с точными науками. При этом они, как правило, совершенно не замечают того, у сына или дочери преобладают способности к гуманитарным наукам. Старшее и младшее поколение в таких семьях с трудом находят взаимопонимание, а иногда не достигают его совсем. В особо тяжелых случаях ребенка в принудительном порядке заставляют заниматься тем, к чему у него нет ни склонности, ни способностей, что может вызвать у него ряд заболеваний на нервной почве.

Статья прочитана 12 636 раз(a).

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Каникулы зимние у школьников закончились, потому мы снова в учебном строю. И тема сегодня больше школьная, так как коснёмся мы тех детей, что встают с левой ноги, пишут левой рукой, подглядывают левым глазом и подслушивают левым ухом.

Те родители, у которых в семье правополушарные дети, не понаслышке знают, что это такое. И несмотря на то, что сегодня таких ребяток можно встретить довольно часто, так как уже давно всем стало понятно: «лучше не переучивать», трудности в обучении и проблемы в школе у них ещё пока ого-го какие!

План урока:

Кто они, правополушарики?

К сожалению, правополушарные дети заведомо входят в группу риска и менее успешны в школе, потому как вынуждены обучаться не на своём языке, а учатся воспринимать левополушарную подачу учебного материала. Ведь все учебные программы выстроены на принципах из частного к общему: «сначала буква, затем слог и только потом слово». Вот тут-то из-за особенностей мыслить наоборот и начинаются проблемы в школе.

Какие у левшей бывают трудности?

Правополушарные – это вовсе не значит, что они какие-то не такие. Они нормальные! Более того, даже с хорошо развитым интеллектом, во многих случаях зашкаливающим за средние показатели. Если бы не одно но: в силу своих особенностей они почему-то немного по-другому видят наш интенсивно развивающийся мир, полный знаков, символом, логических умозаключений и абстрактности.

Вернее, не готовы его таким видеть. И если родители ещё как-то с ними в начальной школе справляются, учатся они «через пень-колоду», то при переходе в среднее звено проблемы обостряются.

Вот лишь несколько их особенностейлевшей, которые мешают им учиться.

Образное мышление

Да, они готовы «глотать» эти самые образы целиком, но абсолютно не интересуются деталями. Потому плохо списывают на русском языке тексты, допуская часто пропуски букв, предпочитают зеркальное письмо. Вообще, для правополушарных учеников письмо – настоящая мука.

И с математикой такая же история: ребёнок быстро даст правильный ответ, но попроси его разложить решение задачки на отдельные несложные действия – сразу ступор!

Импульсивность

В диагнозе таких детей чаще встречаются и дефицит внимания, потому в текстах они проглатывают слова, не готовы выделять смысл прочитанного. Они смогут пересказать Вам дословно то, что только что прочитали, но не требуйте от них ответов по существу. Краткий – это не их конёк! По той же причине правила и определения для заучивания даются им с трудом.

Эмоциональность

Реагируют на стресс левши быстрее ракеты, потому, когда такой правополушарный ребёнок переживает, это стразу заметно в его школьном дневнике. К удивлению педагогов он вдруг в один миг забывает то, что знал лучше всех, превращаясь в малосообразительного и уходя далеко в себя.

Когда правополушарик находится на эмоциональном взлёте, он готов свернуть горы, а если уж не захочет чего делать, всякий его родитель Вам скажет: не поможет ни кнут, ни пряник! При этом физиологические стрессы для левшей проходят менее заметно, нежели для правшей.

Творческая зависимость

Они лучше двадцать пять раз просидят на уроке рисования, чем один – на математике. Потому неудивительно, если в ожидании сидящего над учебником ребёнка Вы вдруг по приходу домой обнаружите кучу нарезанной цветной бумаги, комочки пластилина и развешанные сохнуть рисунки акварелью.

Из-за отсутствия что-то поделать руками на уроке они начинают «улетать в облака», активно подключая для высокого полёта свою бурную фантазию. Так что в старшей школе для левшей тестовое ЕГЭ – это действительно настоящее испытание.

Всё ли настолько плохо?

Правополушарный ребёнок – это отнюдь не диагноз, это простая предрасположенность. К слову, помимо того, что такие детки – прирождённые творцы, они ещё обладают хорошим чувством ритма и довольно успешны на физкультуре, в особенности в командных играх. Они зачастую прекрасно ориентируются в пространстве, потому родители левшей редко переживают, как ребёнок один доедет из школы до дома.

Сделать процесс обучения левши легким помогают некоторые приёмы, которые психологи советуют педагогам:

  • не стоит допускать стрессов, загоняющих правополушарика в угол, откуда его потом трудно доставать,
  • чтобы достучаться до левши, придётся разнообразить свой словарный запас и насытить речь яркими образами,
  • нужно взять за правило знакомить с чем-то новым сначала во всём комплекте, а потом разбирать по частям,
  • скучные для правополушарного ребёнка правила и определения лучше учить через эмоции и жизненные примеры, например, выучить таблицу умножения можно прямо в продуктовом магазине, отправившись за покупками,
  • попробуйте побольше использовать в домашних занятиях творчества, например, где можно — подчёркивать и выделять цветными карандашами,
  • научитесь мотивировать наглядно, например, поощрительными наклейками, покупать тетрадки с красивыми обложками и пеналы с любимыми героями,
  • старайтесь пользоваться упражнениями для синхронизации обоих полушарий, например среди таковых — музыкальные занятия аккордеоном и фортепиано, когда при слушании музыки работает правое полушарие, а при считывании нот подключается левое, да и левой руке с правой приходится «договариваться», а ещё можно танцевать и плавать.

Как мне кажется, воспитание правополушарного ребёнка – занятие хоть и трудоёмкое, но до жути должно быть интересное, ведь куда ни кинь – везде одно творчество! Главное — не загонять правополушарика в угол, указывая, что и как делать, уж очень они этого не любят!

Если Вам тоже есть что рассказать об особенностях правополушарных детишек, то ждем комментариев.

Больше ста лет назад ученые определили, что одно из полушарий мозга человека доминирует над другим. Левополушарные и правополушарные люди, как два разных народа, обладают различными способностями, по-разному воспринимают жизнь и часто не понимают друг друга.
Левое полушарие – это источник логического, аналитического мышления. Люди с более «сильным» левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и не поддаются власти эмоций. Это типичные правши, и пишут они, естественно, правой рукой. Среди левополушарных людей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, менеджеров. Эти люди легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь, они ответственны и принципиальны, энергичны и упорно добиваются своей цели.
Большинство таких людей – жители Европы и Скандинавии, вспомните, например, немцев с их строгой педантичностью, рациональностью и логикой.
Правое полушарие отвечает за мышление образное и художественное. Правополушарные люди воспринимают мир эмоционально и интуитивно, они непосредственно выражают свои чувства, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают «по велению сердца» и легко адаптируются к новой обстановке, хорошо чувствуют людей, но иногда «зацикливаются» на мелочах. Пишут и держат инструменты, соответственно, левой рукой.
Среди людей творческих профессий – художников, артистов, музыкантов – «правополушарников» очень много. А вот работа бухгалтера или секретаря таким людям противопоказана.
Замечено, что много правополушарных людей в странах Азии и Африки, а также среди островных народов – англичан, ирландцев, японцев.

Перекрестные связи

Конечно, ассиметричную организацию мозга нельзя воспринимать в буквальном смысле слова. Оба полушария связаны между собой миллионами информационных каналов, и каждое решение принимается ими совместно. Только «вклад» каждого из них бывает разный. Роль левого и правого полушария медики изучили на основе анализов повреждений мозга.
Доказано, что нервная система человека связана с головным мозгом перекрестным образом. Правое полушарие управляет левой стороной тела, левое полушарие – правой. В левом полушарии к тому же располагаются отделы, ответственные за речевые функции и связанные с ней способности. Если, например, человек перенес инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезно повреждается речь и правая сторона тела и наоборот.

Кто вы: математик или музыкант?

Каждому человеку интересно узнать, какую роль в его мышлении играет правое и левое полушарие. Какое из них лидирует? Сделать это можно так.
Напишите в два столбика десять пар двузначных чисел, причем в каждой паре первое двузначное число должно быть больше, чем второе. Сложите числа первого столбика, полученная сумма будет n1. Сумму чисел второго столбика обозначим как n2. Рассчитаем коэффициент по формуле: k =n1: n2 .
Если полученный коэффициент больше 1,8 , вы явный правополушарник, человек творческий и эмоциональный. Если коэффициент меньше 1 – вы думаете левым полушарием, и все проблемы решаете с помощью логики. Если k больше 1, но меньше 1,8 , у вас одинаково «работают» оба полушария.
Психологи объясняют это тем, что человек с более развитым правым полушарием, обладающий интуицией и мыслящий эмоционально, пишет обычно числа, не задумываясь, как заблагорассудится. И, как правило, разница между парами чисел очень большая, например, 76 и 31, 85 и 12. Рациональный же «левополушарник», прежде чем написать, десять раз подумает, взвесит, попытается выстроить логическую цепочку. И потом напишет пары чисел, разница между которыми невелика: 23 и 20, 57 и 51. В «середняки», как правило, попадают люди, у которых аналитический ум сочетается с мягкостью характера, нерешительность – с твердостью. Поэтому и разница между парами чисел у них непредсказуемая: то 65 и 13, то 33 и 32.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Есть и другой любопытный тест проверить, какое полушарие у вас доминирующее. Сложите ладони в «замок», и если сверху окажется большой палец правой руки, скорее всего, вы правша.
Или скрестите руки на груди. Если правая рука окажется над левой, вы правша. Если выше левая рука, значит вы – левша. Важно только эти тесты делать неосознанно, машинально, поэтому лучше попросить знакомых подсмотреть, как вы обычно складываете руки или ладони.

Откройте в себе художника

Ученые подметили еще одну любопытную деталь. Оказывается, асимметрия полушарий коры головного мозга способна изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее.
Именно этим можно объяснить, что многие люди после сорока-пятидесяти лет вдруг неожиданно для себя и окружающих начинают писать книги, рисовать и сочинять музыку, заниматься вышиванием и резьбой по дереву. Это проявляет себя творческое начало правого полушария мозга. Видимо, еще в детстве оно было «подавлено» нашим рациональным миром. Но сколько природного левшу не переучивай писать правой рукой, его правое полушарие все равно остается сильнее. Так решила природа…