Опыт «Извержение вулкана»: еще одно интересное применение соды. Опыт: как сделать вулкан из соды и уксуса? Опыт вулкан в домашних условиях

Галина Шинаева

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к учебе, чтобы они полюбил химию и физику, мы проводим с ними разные занимательные опыты.

После новогодних каникул мы с подготовишками провели испытание нашего вулкана - макета.

Цель эксперимента:

дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении - вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи:

рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды,

формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.

Словарь:

гора, вулкан, кратер, лава,щелочь,кислота.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

Беседы о видах вулканов

Просмотр презентаций

Чтение детских энциклопедий

Изготовление макета вулкана.

Материал:

электронная презентация - иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения

Смесь для извержения:

Сода – 2 столовые ложки,

Лимонная кислота -2 столовые ложки,

Красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

Жидкое мыло -1 столовая ложка,

Вода – 150 мл. воды.

ХОД

1) Рассматривание иллюстраций,беседа о вулканах (напомнить детям - гора, вулкан, кратер, лава)

2)Повторение правил поведения при проведении опыта.

Внимательно слушать.

Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

3)Приступаем к эксперименту.

В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;

насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.


Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"


Вулкан просыпается


Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь


После проведения опыта подводим итог:


Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.

Опыт прошёл не зря.

После занятия был второй завтрак, давали апельсины. Дети обратили внимание на то, что апельсин почти такой же кислый как лимон.

Провели еще один опыт с апельсиновым соком и содой.


Артем выжал сок апельсина на соду в блюдце.


Вещества тоже вступили в реакцию.

Публикации по теме:

Работа по внедрению экспериментальной деятельности в организацию воспитательно – образовательного процесса детей с нарушением речи целенаправленно.

Для работы нам понадобятся следующие материалы: газета, белая бумага, бутылка пластиковая 0,5, ножницы, клей пва, клейстер, кусок плотного.

Из соленого теста мы сформировали жерло вулкана, внутри него отрезанная маленькая пластиковая бутылка. Затем мы покрасили наш вулкан акриловой.

Конспект итогового познавательного занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие к подножию вулкана» Занятие знакомит дошкольников с природным окружением, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных.

Конспект НОД по познавательному развитию «Извержение вулкана» (подготовительная группа) Интегрированная совместная деятельность с детьми (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие) Тема: «Извержение вулкана».

Сегодня я вам предлагаю посмотреть несложному опыт с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду. "Жил на свете бог.

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

Уксусная кислота и сода пищевая - это недорогие, доступные средства, нашедшие широкое применение в домашнем хозяйстве.

Их используют при выпечке кондитерских изделий как разрыхлитель или в качестве чистящих и моющих средств, помогающих избавиться от накипи, жира, известковых отложений и пятен на одежде.

А ещё при помощи этих веществ можно провести познавательный опыт для детей, сделав в домашних условиях «настоящий вулкан» из соды и уксуса.

При соединении соды с уксусом можно наблюдать обильное выделение пены и услышать характерное шипение. Почему это происходит?

Подобное явление - это простейшая химическая реакция , протекающая довольно бурно и зрелищно .

Пищевая сода , или натрий двууглекислый , является щёлочью, и при соединении с кислотой она распадается на соль, воду и углекислый газ . Иными словами, происходит нейтрализация веществ, за счёт чего и выделяется обильная пена .

На заметку. Длительность реакции зависит от объема компонентов, которые используются при проведении опыта. Чем больше соды, тем продолжительнее будет извержение .

Что понадобится для проведения опыта

Чтобы порадовать детей и устроить дома «извержение вулкана», понадобятся следующие материалы:

  • уксус;
  • пищевая сода;
  • вода;
  • пластиковый или стеклянный сосуд;
  • поднос или большая тарелка;
  • ложка.

Если не нашлось уксуса, можно заменить его лимонной кислотой , результат эксперимента будет идентичным.

Проведение опыта: 3 простых способа

Проявив фантазию и творческий подход, можно придумать различные варианты проведения этого опыта.

Начнём с самого простого.

Способ 1: «Буря в стакане воды»

Чтобы провести эксперимент, понадобится стакан воды, столовая ложка уксуса и столько же соды .

Действовать нужно в такой последовательности:

  1. Установить сосуд на поднос или большую тарелку.
  2. Налить в воду уксусную кислоту и размешать.
  3. Добавить в ёмкость соду. Можно высыпать весь объём вещества сразу же, но реакция будет продолжительнее, если вводить его постепенно.

В результате соприкосновения молекул используемых веществ гидрокарбонат натрия начнет выделять углекислый газ, за счёт которого и происходит бурление.

Способ 2: «Проснувшийся вулкан»

Чтобы картина бурления вулкана получилась более достоверной , помимо основных компонентов, понадобится удлинённая пластиковая емкость , например обрезок бутылки объёмом 0,5 л, баночка из-под детского питания или колбочка от мыльных пузырей. А также нужен пластилин для декора.

Действовать нужно в таком порядке:

  1. Облепить пластмассовую емкость пластилином, имитируя жерло вулкана.
  2. Установить заготовку на поднос и заполнить содой примерно до половины.
  3. Добавить несколько столовых ложек уксуса.

Совет. Можно сделать «вулканическую лаву» цветной , смешав соду с красителем. Тогда зрелище будет поистине потрясающим и приведет в восторг маленьких зрителей.

Способ 3: «Радужная лава»

Деткам больше по душе цветные и красочные зрелища , и можно сделать несколько вулканчиков из соды и лимонной кислоты, добавив разные красители.

Подготовка опыта займет немного больше времени , нежели в предыдущих случаях, но эффект того стоит.

Для организации эксперимента будут нужны:

  • 6 маленьких стаканчиков или емкостей из-под детского питания;
  • гуашевые краски разных оттенков;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • вода.

Совет. Чтобы защитить поверхность стола , лучше выбрать поднос или другую подставку с высокими бортиками , поскольку извержение будет бурным и обильным.

Потребуется сделать следующее:

  1. Скатать 6 разноцветных шариков из гидрокарбоната натрия и гуаши и отложить их в сторону.
  2. Установить на подносе баночки на некотором расстоянии друг от друга и наполнить их водой.
  3. Растворить в сосудах лимонную кислоту. Если ее в доме не оказалось, можно налить уксус.
  4. Бросить в каждую баночку по одному шарику и наблюдать за разноцветной реакцией.

Благодаря этому эксперименту детки смогут не только понаблюдать за радужным извержением, но и по завершении реакции долго рассматривать причудливое смешение цветов на подносе.

Знаете ли вы? Натрий двууглекислый в сочетании с уксусом поможет без труда надуть воздушные шарики . Для этого потребуется налить в бутылку разведенную водой уксусную кислоту в пропорции 1:1, а шарик заполнить содой.

Потом его нужно надеть на горлышко сосуда, зафиксировать скотчем или канцелярской резинкой (иначе он сорвется) и приподнять, чтобы сыпучий состав попал в жидкость.

При взаимодействии составляющих начнется бурная реакция, в результате которой будет выделяться углекислый газ, он и наполнит шарик.

Меры предосторожности при работе с химическими веществами

Важно! Любые, даже самые безобидные на первый взгляд вещества могут быть опасными , если неправильно с ними обращаться. Не являются исключением и компоненты для перечисленных опытов.

Чтобы «брызжущий шипящей лавой вулкан» принес только радость и веселье не закончилось неприятностями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности :

  1. Опыт должен производиться только под присмотром взрослых . Нельзя допускать, чтобы дети экспериментировали с химикатами самостоятельно.
  2. Перед началом эксперимента стоит запастись кухонными полотенцами , чтобы вовремя произвести уборку, если едкая жидкость прольётся.
  3. При работе с кислотой важно предотвратить ее попадание на открытые участки кожи во избежание ожога, а если это произошло, немедленно смыть жидкость водой. Можно защитить руки резиновыми перчатками.
  4. При «извержении вулкана» не стоит подходить к нему вплотную или наклоняться над сосудами, чтобы лучше рассмотреть происходящее. Во время бурления едкие брызги могут попасть на кожу или слизистую оболочку глаз.
  5. После завершения опыта нельзя оставлять использованные материалы , следует сразу же слить остатки жидкости в раковину, вымыть посуду и убрать химикаты в недоступное для детей место.

Полезное видео

Воспользовавшись описанными методами проведения экспериментов и соблюдая технику безопасности, можно радовать детишек самодельными извержениями хоть каждый день, что и увидите на экране

Менее яркий, но столь же радостный для детей эксперимент.

Дети - очень любознательные создания, которые с удовольствием экспериментируют с различными веществами и составами. Для создания домашней химической лаборатории вовсе необязательно отправляться в магазин за дорогостоящими наборами из серии «Юный химик». Достаточно воспользоваться подручными средствами, которые есть в каждом доме. Например, сделать вулкан из соды и уксуса.

В основе эксперимента лежит простейшая химическая реакция. При смешении уксусной кислоты и Na2CO3 происходит активная нейтрализация этих компонентов, которая сопровождается шипением и появлением пены. Именно эта пена и выступает в качестве вулканической «лавы», а шипящий звук, сопровождающий реакцию уксусной кислоты, является отличным «дополнением» к картине извержения вулкана.

Рецепты для экспериментов

Существует несколько вариантов создания вулканического извержения в домашних условиях. Все они просты и станут отличным решением, чтобы удивить и надолго занять маленького непоседу.

Готовим вулкан из соленого теста

Вот что нужно для эксперимента:

  • Возьмите пластиковую бутылку объемом 1 литр, разрежьте ее пополам. Вырежьте из бумаги или фольги полоски, и оберните их вокруг верхней части отрезанной бутылки. Тару лучше укладывать горлышком вверх, а для обертывания брать фольгу - она более мягкая и лучше держит форму;
  • Приготовьте пластилин или соленое тесто. Если делать содовый вулкан из теста - опыт будет многоразовым. Разделите массу для лепки на три равные части, выложите ее на фольгу, сформировав подобие горного склона. Для большей реалистичности воспользуйтесь красителем, чтобы раскрасить жерло будущего вулкана. Хорошо подойдет обычная гуашь или акварельные краски;
  • В жерло (горлышко бутылки) высыпьте 2 ч. л. пищевой соды и влейте 1 ст. л. обычного моющего средства. Можно использовать самое простое средство для мытья посуды, которое есть у вас на кухне;
  • Возьмите стакан уксусной кислоты, подкрасьте ее любой краской. Заливайте раствор в вулкан - уксусная кислота плюс сода даст бурную реакцию. Вулканчик сразу же начнет «извергаться», а юные химики будут в восторге от произведенного эффекта. В ходе реакции будет выделяться углекислый газ, о котором экспериментаторам также можно подробно рассказать.

Красочный содовый вулкан

Если нет желания возиться с соленым тестом или заниматься лепкой из пластилина, вы всегда можете продемонстрировать дошкольникам чудеса природы из простейших ингредиентов, своими руками создав настоящий «Везувий».

  • Для изготовления вулканического «каркаса» возьмите стакан пищевой соды и перемешайте её с 3 ст.л. теплой воды. Этого достаточно для формирования небольшого вулканчика. Если нужна гора большего размера, увеличивайте количество ингредиентов в соотношении 1:3 (три столовые ложки воды на стакан порошка);
  • Тщательно вымешайте все компоненты до образования однородной плотной массы. Правильно приготовленный состав должен легко принимать заданную форму и держать ее;
  • Слепите из полученной смеси вулканчик. Дайте ему высохнуть 3-5 часов, в зависимости от величины вашей поделки. После высыхания, предложите ребенку раскрасить поделку. Используйте для раскрашивания пипетку и жидкую акварель - она дает наиболее устойчивый цвет;
  • Поместите изделие в контейнер или другую вместительную емкость с высокими бортами. Это нужно, чтобы в процессе эксперимента ваша «лава» не отправилась путешествовать по столу. В центр (жерло) капните 1 ст.л. Fairy или другой моющей жидкости;
  • Финальный аккорд - добавление чайную ложку уксуса. Извержение началось - из жерла потечет подкрашенная пена, издающее громкое шипение.

Предостережения

Опыт с содой и уксусом проводится только под контролем взрослых. Не допускайте попадания щелочных компонентов на слизистые оболочки или в дыхательные пути, после окончания эксперимента уберите все ингредиенты в недоступное для детей место.

Если вы показываете фокус совсем маленьким ребятам, вместо уксуса лучше воспользоваться лимонной кислотой - она менее токсична и нет риска пролить её в процессе использования.

Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.

Важно! Эти эксперименты нужно проводить только на природе – бывает много огня и пепла!

А о наших экспериментах, которые мы проводили дома смотрите в статьях « « ».

В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Фараонова змея»

Для этого химического опыта нам понадобились:

  • Выпарительная чаша
  • Сухое горючее
  • Спички
  • Ножницы (или пинцет)
  • Глюконат кальция – 3 таблетки
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Фараоновы змеи»

  1. В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
  2. Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.

Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыпется в пепел.

Глюконат кальция нужно положить в центр горящей таблетки, тогда фараоновы змейки будут жирненькие 🙂 Мы сначала одну таблетку глюконата кальция положили в центр, а две по краям и на видео видно, как отличаются змейки по размеру. Потом мы передвинули глюконат кальция в центр и все фараоновы змейки весело заструились.

Посмотрите по видео, как ползают фараоновы змеи:

Научное объяснение химического опыта «Фараоновы змеи»

Когда глюконат кальция разлагается, то образуются оксид кальция, углерод, углекислый газа и вода. Объем продуктов разложения гораздо больше объема исходного продукта, поэтому и получается такой интересный эффект.

В наборе «Суперпрофессор» ингредиенты рассчитаны на трехкратное повторение химического опыта «Фараоновы змеи».

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Вулкан»

Как и большинство блогомамочек, мы с Олесей делали несколько раз вулкан из соды и уксуса. Я думала, что и в коробочке будет что-нибудь подобное. Но я здорово ошибалась. Эксперимент по извержению здесь был совершенно другой – намного круче!

Для эксперимента «Вулкан» мы использовали:

  • Выпарительная чаша
  • Фольга (негорючий жаропрочный материал)
  • Дихромат аммония (20 г)
  • Перманганат калия (10 г)
  • Глицерин – 5 капель
  • Пипетка
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Вулкан»

  1. Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.
  2. Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.
  3. В углубление засыпаем перманганат калия.
  4. Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.

Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!

Вот видео нашего горящего вулкана:

Научное объяснение химического опыта «Вулкан».

Оказывается, что дихромат аммония горит сам по себе, если его поджечь. Но в нашем эксперименте в качестве запала сработала смесь перманганата калия и глицерина. Из-за реакции этой смеси начало выделяться тепло, которое и привело к возгоранию дихромата аммония.

Извержение горящего вулкана — потрясающий химический опыт ! Интереснее эксперимента мы, наверное, еще и не проводили!